В N 18 мы начали рассказ о новом явлении в нашем искусстве - фестивале премии "Триумф" во Франции. Эта настолько яркое начинание, что мы решили продолжить тему, рассказать подробнее, как проходили "русские вечера" в "столице мира".
РЕКЛАМА
АПРЕЛЬСКИЙ Париж встретил нас нежно-зеленой листвой и... портретами Армена Джигарханяна. Последние были практически на каждой второй красочной рекламной тумбе.
Невольно вспомнилась эпиграмма, которую приписывают Валентину Гафту:
На свете стольких нет армян,
Как фильмов, где сыграл Джигарханян.
Фильм "Линия жизни" во Франции еще не идет, но раскрутка его уже началась. К рекламе во Франции вообще относятся чрезвычайно серьезно.
- Если в апреле начинаются концерты Шарля Азнавура, уже в январе появляются афиши, причем в большом количестве, - рассказывает посол России во Франции Ю. Рыжов. - Публикуется реклама в газетах.
- А телевидение?
- Французы деньги считают, а телереклама и у них очень дорогая, поэтому шоу-бизнес ею практически не пользуется. Это у нас в России звезд раскручивают по TV, несмотря на цены.
Фестиваль российского искусства "Триумф", к сожалению, рекламировался далеко не так, как фильм с Арменом Борисовичем. Может быть, поэтому, может, по иным, нам неизвестным причинам, в первые дни залы не были полностью заполнены.
- Обидно, - слышали мы от многих эмигрантов. - Надо было дать объявление в русских газетах, все бы пришли.
Но "Триумф" "раскрутил" себя сам: в каждый последующий вечер людей в знаменитом зале Шанз-Элизе было все больше.
НЕ ПЛЕМЯННИЦА, НО МАТЬ
ДНЕМ известная писательница "мать" "Триумфа" Зоя Богуславская в гостинице, где жила русская делегация, утрясала "приезды - отъезды", занималась размещением, билетами, приглашениями, а вечером утрясала все неувязки, на ходу давала интервью журналистам, отвечала на многочисленные вопросы.
- Чем премия "Триумф" отличается от других? - спросили мы Зою Борисовну.
- В фестивале "Триумфа", который проходит в Париже, участвуют только члены жюри и лауреаты премии "Триумф". В жюри всего два исполнителя - Юрий Башмет и Владимир Спиваков. Башмет был в Тольятти, Спиваков поехал в Париж. И в Тольятти, и в Париже залы практически полные. Мы приучаем людей к серьезной музыке, серьезным фильмам. "Охота на бабочек" Отара Иоселиани и "Увлечения" Киры Муратовой - это фильмы новой волны, они не рассчитаны на толпу. Ведь и Феллини не всем нравился.
- Кому пришла в голову идея перенести "Триумф" в Париж?
- Конечно, мне... После первой премии "Триумф", где мы решили объединить все виды искусства - театр, кино, музыку, литературу, - родилось несколько проектов. Были проведены творческие вечера Чуриковой, Жванецкого, Шнитке, Ахмадулиной в Москве, в Тольятти. Потом подумали, почему мы дарим свое искусство только своим? Пора выходить за рубеж. Ведь пока артисты выезжают по одному. Нина Ананиашвили, например, едет на два месяца в США. Но ради "Триумфа" она прервала свою поездку. Ведь здесь лучшие артисты встречаются друг с другом, обогащают друг друга. Дирижер Колобов не был знаком с балериной Ананиашвили, они впервые встретились в "Жизели". И какой это был дебют!
- Фестивали, подобные "Триумфу", требуют больших денег. Говорят, директор "ЛогоВАЗа" Березовский - ваш племянник, поэтому он дает деньги.
- Слышала я эти сплетни. С господином Березовским я познакомилась давно, когда он еще занимался наукой. Когда он возглавил автомобильный концерн, он подошел и спросил: "Зоя, если вы мне скажете, что надо спонсировать, я это сделаю". Месяца через два я его опять встретила, и он спросил: "Вы подумали, Зоя Борисовна?" Я удивилась: какой-то несерьезный разговор. А потом сказала, что надо спонсировать не отдельные события. Деньги нужны, чтобы поднять культуру, чтобы мы могли гордиться ее вершинами. Он попросил составить проект. Так родился "Триумф", своеобразная Нобелевская премия России.
- Так вы не тетя?
- Не тетя, не мама, не племянница.
- И все-таки бизнесмены так просто денег не дают. "Триумф" - это реклама "ЛогоВАЗу". Ведь когда произносят "Триумф", рядом произносят "ЛогоВАЗ". Значит, лучше продаются их автомобили.
- Я поставила Борису Абрамовичу условие: никаких вмешательств в работу жюри. Они - покупают музыку, но не заказывают ее. Это условие выполняется. В жюри - 13 человек, лучшие люди нашего искусства. Ну а деньги... Частично ведь все концерты окупаются, билеты довольно дорогие. Ну и насчет рекламы вы тоже правы. Реклама больших денег стоит. Но главное, я считаю, дело идет.
ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ
АРМЕНА Джигарханяна на "Триумфе" не было. Но "знаменитости не стояли особняком", они были все время в окружении почитателей и журналистов. Как только Нина Ананиашвили сменила костюм Жизели на симпатичный брючный костюм, ее окружила такая толпа поклонников, что бедной балерине не удалось даже выпить бокал шампанского.
Коль мы заговорили о туалете Нины Ананиашвили, самое время перейти к парижской моде, иначе наши читательницы нам этого не простят. Театр Шанз-Элизе находится на улице Монтеня, знаменитой еще и тем, что на ней расположены магазины крупнейших кутюрье мира. Глядя на витрины, можно предположить, что они предлагают в этом сезоне. Кристиан Диор остается приверженцем черно-белого сочетания в туалетах, Нина Риччи - ярких зелено-оранжевых тонов, Эммануэль Унгаро предлагает нежную желто-зеленую гамму, и т. д. и т. п. Однако в концертных залах на дамах были в основном платья и костюмы черного цвета. Элегантные, хорошо сшитые. Но самой стильной была наша Светлана Игнатенко.
Как мы уже говорили, "Триумф" посетило много известных людей, и услышать их мнение было интересно. Итак, слово зрителям:
Михаил ФЕДОТОВ, постоянный представитель Российской Федерации при ЮНЕСКО: Недавно я вернулся из Москвы, куда сопровождал генерального секретаря ЮНЕСКО Майора, и, как говорится, попал с корабля на бал. А бал - замечательный. В восторге от Нины Ананиашвили. Влюбился в эту чудесную балерину. Она легка, пластична, воздушна, она - великолепна!
Алена ГАНЧИКОВА, композитор: Я учусь в Париже писать, если можно так выразиться, компьютерную музыку. Это совершенно новое слово. Когда я услышала стихи Андрея Вознесенского, то сразу поняла, что они - музыка. Сам его голос - это законченное музыкальное произведение. Мечтаю написать ораторию на его стихи. Андрей Андреевич согласился вместе работать над альбомом, хотя он не представляет, что выйдет. В МВД Москвы есть уникальная программа, с помощью которой его голос можно "разложить" на компьютере. Надеюсь, что меня до нее допустят. Конечно, о результатах говорить рано, но я так надеюсь, что у нас получится...
Тамара ЗВЯГИЛЬСКАЯ, преподаватель Сорбоннского университета, сотрудник музея И. Тургенева: Я больше 20 лет живу во Франции, но в России бываю довольно часто - там у меня родные, друзья. Все, что связано с искусством, меня очень интересует. Я счастлива, что побывала на новых "русских вечерах". "Жизель" в исполнении артистов Мариинского театра - великолепный спектакль. Я видела "Жизель" неоднократно, но этот - что-то особенное. Актеры буквально выкладываются. Так же, как и оркестр, и певцы театра Евгения Колобова. Поэтому - такой триумф.
Патрик СОМЬЕ, международный директор "русских сезонов" в Париже: "Триумф" - это премия, которую артисты присуждают артистам, это больше, чем символ, это знак такой великой страны, как Россия. И я бы хотел, чтобы в мире знали, что в России больше хорошего, чем плохого, ибо сегодня больше говорят о том, что в России плохо. Хорошая новость должна находить своих слушателей. И она нашла. Надеюсь, что премия "Триумф" станет традиционной в России, а ее празднование - в Париже.
Мы привели только несколько отзывов, но их было гораздо больше. В последние дни апреля французская пресса постоянно писала восторженные статьи о российских талантах. Так через музыку, поэзию французы лучше узнают нас, ведь хорошие слова о России в "масс-медиа" последнее время были большой редкостью. А нежные руки балерины могут сделать для общности людей гораздо больше, чем дискуссии политиков и даже встречи на высшем уровне.
Париж - Москва