"Только в жизни так бывает - королева исчезает..." Между тем на правах старого знакомого хочется прямо сказать Алле Борисовне: "Вы не имеете права молчать. Молчанием вы обездоливаете себя и зрителей, которым, как воздух, нужен ваш голос, нужны ваши песни".
С таким настроением мы подошли к достаточно заурядному дому на Земляном валу в Москве, надеясь обязательно поговорить с великой актрисой и о ее нынешней жизни, и о ситуации в стране. Ведь мнение женщины, далекой от политики, тем более мнение Аллы Пугачевой, может быть более важно, чем заумные речи профессиональных политиков.
Кроме стремления получить интервью для наших читателей было и еще одно желание - просто взглянуть на нее и спросить: как поживаете, Алла Борисовна? Большая двухэтажная квартира вполне соответствует ее хозяйке. Красивая отделка, со вкусом подобранная мебель, внушительных размеров ванна и две собаки. Алла Борисовна встретила просто, по-домашнему.
ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ
- АЛЛА Борисовна, ваш переезд в этот дом как-то связан с Филиппом?
- Да. Он здесь жил, здесь прошло его детство. Так что все как полагается - я пришла жить к мужу.
- Но атмосфера вашей старой и почти легендарной квартиры присутствует и здесь.
- Нет, не совсем. Там была просветленность одиночества. А здесь, если уходят гости и друзья, они прекрасно понимают, что и без них я остаюсь не одна. Нас тут двое, и мы можем, оставшись вдвоем, глядя друг другу в глаза, сказать, что мы счастливы.
- Как поживаете?
- Живу в полной гармонии и согласии с собой. Отвечаю взаимностью на огромную любовь своего мужа.
- Ваша дочь и зять часто бывают у вас?
- Они и сейчас спят у меня за стенкой. У нас очень дружная семья.
- Вы вчера были на дне рождения у внука Никиты.
- У Никиты и Кристины. Они справили день рождения в один день. Никите исполнилось пять, а Кристине - двадцать пять.
- И что вы им подарили?
- Никите, естественно, хорошие игрушки. Кристине - энную сумму денег, чтобы сама купила себе подарок. Она, кстати, никогда не просила денег, да и сейчас я могу позволить делать это только по большим праздникам. Я уважаю ее независимость.
- Был ли кто-нибудь из гостей?
- Все ее музыканты и музыканты Володи. Было очень весело. Могу сказать, что сейчас я безумно счастлива оттого, что у меня такая дружная семья и все воедино.
- Несколько лет назад вы объявили о проекте создания духов "Алла". Это вам что-то принесло, дало какое-то удовлетворение, материальное или моральное?
- Я бы не хотела говорить на эту тему. Могу сказать только в двух словах. Будучи абсолютно безграмотной юридически, ни с кем не посоветовавшись, я так подписала контракт, что практически ничего не имею.
- А сейчас эти духи производят?
- Не знаю и знать не хочу. Я буду выпускать другие духи, теперь уже проконсультировавшись с юристом. Они будут называться "Алла Пугачева" или еще как-то и рекламироваться - ждите. Думаю, что мое имя - это тоже знак качества, и постараюсь, чтобы духи были хорошие, как журнал "Алла", который я сейчас выпускаю. Я еще только начинаю погружаться в работу с ним. Так что, может быть, этот журнал будет посвящен моим воспоминаниям, что будет интересно поклонникам.
- Выходит, что вы человек абсолютно счастливый. Но раньше у вас всегда был очень задумчивый взгляд...
- Счастье разнолико. Я не могу сказать, что не была счастлива в своем одиночестве, затворничестве и на сцене. Это особого рода счастье. И оно от меня не ушло. На последнем концерте в Иркутске мне кричали из зала не "Не уходите!", а "Возвращайтесь!" И это было прекрасно. Людям ничего объяснять не надо. Моя временная пауза не связана с тем, что я буду лежать, задрав ножки кверху. Первое - я буду основательно лечиться. Второе - я буду строить театр. Третье - я буду выпускать журнал. Четвертое - я очень люблю рисовать и рисую. Пятое - это то, что я дышу воздухом семьи. И мне это безумно нравится: быть дома, знать, что тебя любят, что ты никуда не должна уезжать, а можешь сидеть дома и ждать, когда вернется муж.
Много версий ходило о моем уходе. Одна из них - беременность. Очень жаль, но попытка родить оказалась неудачной: беременность не сохранилась. Этому есть причины - мое здоровье и то, что мне не 18 лет. Надо лечиться, надо ждать, мы с мужем хотим ребенка. Между прочим, Софи Лорен, желая родить, также много мучилась. Для того чтобы у нее появился сын, она девять месяцев лежала. Так что надо себя подготовить, хотя это не так легко для меня. А если нет, так нет. Что ж поделаешь! Надо сказать, что у меня идеальный муж, он меня во всем понимает.
- Кстати, где Филипп?
- Он участвует в туре "Ельцин - наш Президент". Разве вы не знаете?
АЛЛА И ПОЛИТИКА
- ВОТ тебе на! А ходили упорные слухи, что он "зюгановец"?
(Пугачева смеется.)
- Да, действительно, однажды в телепрограмме "Прогнозы недели" он успел сказать одну фразу: "Мне симпатичен Зюганов". На этом программа закончилась. Хотя он должен был сказать не только это, я знаю как человек, ему близкий. Зюганов симпатичен ему своей открытостью, убежденностью. Но несимпатично окружение Зюганова. Оно неприятно своей нескрываемой непримиримостью ко всему новому, своей агрессией, враждебностью.
Но, как всегда бывает, в прессе, на телевидении остается только одна ключевая фраза: "Мне симпатичен Зюганов". Кстати, полбеды, если бы он был симпатичен только одному Филиппу. Многие люди смотрят в его сторону. Другое дело - никто толком не знает, что принесет счастье народу.
Наша страна очень специфическая. Во Франции, к примеру, президент сидит в кресле семь лет. У нас - четыре года. Наверное, надо пересмотреть этот порядок, потому что два года он исправляет ошибки предыдущего, два года делает свои, а когда же их исправлять и сделать что-то для народа?
Сейчас идет какая-то игра вокруг власти, но она, по-моему, малоинтересна большинству. А все оттого, что ведется не во имя интересов народа. Если Геннадий Андреевич Зюганов этого не понимает, то, естественно, и отношение к нему многих избирателей заметно меняется. Хотя любое убеждение для меня - свято, нравится оно мне или нет. Да и в каждой программе претендентов есть какое-то свое зерно. Но нужно ли его сеять сейчас? Именно в то время, когда надо закончить что-то одно. Нельзя в одночасье отбросить то, что уже делается, и начинать что-то другое. Мы и так все растасканы по разным углам. Все раздерганы и замучены. И те, кто ходит под пулями бандитов, кто хочет зарабатывать деньги честным путем, и те, кто не имеет ничего, последнее потерял. Это касается и многих известных артистов. Они тоже издерганы. В этой ситуации вряд ли что-либо может изменить новый президент. Я думаю, что именно Борис Николаевич должен остаться и довершить процесс реформ, как он их понимает. Иначе мы уподобляемся людям, надеющимся только на авось. Мне не нравится фраза: "На переправе коней не меняют", но она соответствует тому, что сейчас творится.
- Сейчас от политики все сошли с ума, везде только о выборах и говорят.
- Я как раз и боюсь, что в политике часто прислушиваются к мнению абсолютных дилетантов, которые для красного словца могут такое наговорить... И про войну в Чечне, и про нынешнего президента, и про бывшего. Кстати, в нашей замечательной России мы должны обязательно избавиться от презрительного отношения к экс-президентам, к эксчемпионам, к эксзвездам. В США никогда не скажут плохо о бывшем президенте. У нас позволительно. А ведь с этого начинается воспитание уважительного отношения к новой действительности. В Америке бывших президентов до самой смерти так и называют "президент". "Экс" не говорит никто.
ЛЮДИ И РОЛИ
- АЛЛА Борисовна, вы великая актриса и чувствуете людей, их внутреннее содержание. Кого бы, например, вы назвали из тех, кто стремится во власть и приятен вам во всех отношениях? Кого бы вы хотели видеть в команде президента? И постарайтесь дать короткие характеристики нынешним претендентам.
- На месте президента я бы взяла всех претендентов в свою команду. Потому что все они - выразители той или иной идеи, которая витает в народе. Что же теперь поделать, если им нужна власть для того, чтобы пропихнуть свои идеи, которые поддерживает часть населения?
Советовать же народу бессмысленно. Он настолько облапошен и зачастую безграмотен в политической ситуации, что вряд ли прислушается к совету. Так что если останется нынешний президент, в его команде должны быть все, в том числе и оппозиционеры. Это и Зюганов со своими коммунистическими взглядами. К сожалению, коммунизм - идеология не только его, но и достаточно большой массы людей. Это и Явлинский со своей теоретической подкованностью в экономике.
Я говорю, не выражая никому особых симпатий. И хочу, чтобы они помогли всем нам, не мешая друг другу. Надо всего лишь умело сопоставить их позиции, синтезировать все лучшее, что есть в их программах, - это был бы высший пилотаж Бориса Ельцина. Быть может, даже Жириновского взять в команду, со всей его сумбурностью. Хотя бы как шута при короле. Потому что шут иногда говорит откровенно и малоприятно для своего хозяина. Он такой максималист в своих суждениях, что с них могут начаться вполне реальные действия хозяина.
Следующий - Святослав Федоров. Это человек романтически приземленный. Его мнение - мнение трудяги, неординарного и спокойного. Еще есть Лебедь. Это тоже непростой мужик. Он тоже нужен. У него позиция не то что вояки, а человека, познавшего боль. От этой боли он хочет избавиться сам и кому-то помочь.
Брынцалова я знаю мало. Видела один или два раза его выступления по телевидению и поняла, что... "реклама - двигатель торговли". Все, что он ни делает, - это реклама. Хорошая или плохая. Он торгует, ну и пусть торгует. Он действует правильно с позиции бизнесмена, и все это понимают. Я могу только улыбнуться. И надо сказать ему спасибо, потому что Жириновский увидел в нем в некотором роде себя и превратился в более сдержанного и более строгого оппонента.
Так что допускать к власти нового лидера мне бы не хотелось, потому что все они еще сами не знают, с чего начать. А то, что так умно говорят, так это предвыборная кампания - вот отчего такая прыть.
Теперь что касается Михаила Сергеевича Горбачева. Я встречалась с ним недавно и сказала ему в глаза, что ему совершенно не надо становиться президентом. Он и без того остался президентом СССР. Он сделал свое дело.
НУЖЕН ЛИ НОВЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ С НАРОДОМ?
- И ВСЕ же позвольте напомнить, что ваша фантастическая карьера началась при безраздельном господстве КПСС.
- Да, но обязана-то я этим не партийным органам. Давайте представим себе картину - коммунисты вновь приходят к власти. Во-первых, разочаруются люди, которые сейчас что-то имеют и живут по-новому. А чуть позже разочаруются те, кто верил в коммунистов, потому что они тоже не смогут жить по- старому. Сейчас их чувства в смятении, они требуют вернуть то, что они имели. А что имели?..
Что русскому народу надо? Доброго дяденьку, к которому можно прийти и пожаловаться. Сделал он тебе что-то или нет - не важно, но оставалось ощущение удовлетворения уже от того, что ты пожаловался в райком, горком: мол, хоть выслушали. Результат для многих был не столь важен. Когда никто ничего не имел, вроде и обижаться было не на кого. Но так тоже жить нельзя.
Быть может, я ошибаюсь. Но это мое мнение - человека, который смотрит со стороны. Сейчас я не актриса, а зритель. Мне эта пауза очень важна. Как зритель я наблюдаю, что творится, как каждый поет свою песню и в своей манере. Наблюдать со стороны и слышать, как человек говорит: "Я хочу быть президентом", - это одно. Когда он говорит, что хочет что-то сделать для народа, - это другое. И я делаю вывод, что, не будучи президентом, он сделать ничего не может. Вот что обидно. А получив власть, новичок начинает экспериментировать. Надо привыкнуть к этой мысли.
- И в заключение нельзя не задать очень естественный вопрос - вернетесь ли вы на сцену?
- Что бы ни случилось, я могу лишь заверить в одном: ничто не заставит меня лишь из принципа выйти на сцену и петь. Я вернусь тогда, когда пойму, с чем мне вернуться. У нас был такой продолжительный роман со зрителем, что остановка перед следующей частью этого романа просто необходима. И для того, чтобы фабула этого романа была содержательна, интересна и мне, и зрителям, я должна немножко отойти от суеты.
Отходя от концертной деятельности, почти в каждом доме я оставила компакт-диск "Не делайте мне больно, господа!". Мне приятно, что этот диск сейчас слушают. В нем практически все то, о чем я думала, думаю, состояние моей души. Там целое развитие романа. Со всеми уходами, приходами, счастливым возвращением. Главное, что не так уж одиноки мои поклонники, потому что, пока крутится этот компакт-диск, я с ними.
Интервью взял Андрей УГЛАНОВ