ВРЯД ли кто из любителей авторской песни станет спорить, что на вершине популярности в этом жанре несколько лет назад уверенно воцарились Алексей ИВАЩЕНКО и Георгий ВАСИЛЬЕВ. Уселись, попивают пивко ("Пора по пиву, пора! Пора по пиву, пора!..") - и слезать оттуда явно не собираются.
СЕКРЕТ ОБАЯНИЯ НЕИЗВЕСТЕН
НИ РАЗУ не встречали мы человека, который бы плохо относился к Ивасям (так давно уже окрестили неразлучную парочку чумовые поклонники). Как удалось им завоевать такие вселенские симпатии - черт его знает. Может, за то их любят, что Иващенко такой бородатый, высокий, красивый и вообще весь из себя артист, а Васильев такой умный и ироничный и поет таким сладким голосом - как кот, убаюкивающий мышь. А сам при этом думает: сейчас-то я тебя и съем!
А может, любят за кусочек сыра, с которым они заходят во вес дома страны, и именно поэтому в наших домах есть сыр. Просто Иващенко с Васильевым сочинили одну песенку - и в момент решили продовольственную проблему:
Приходи ко мне, Глафира, я намаялся один, приноси кусочек сыра - мы вдвоем его съедим...
С этими незамысловатыми, но такими необъяснимо притягательными строками ворвались они когда-то в наши души и знай хозяйничают в них, наводя порядок умелой рукой.
А куда податься бедному крестьянину, коли хочется послушать что-то очень душевное, негромкое, успокаивающее и уютно помещающееся в карман, словно теплый полосатенький бурундук. Рок уж очень громок и слишком бьет по перепонкам. Эстрада совершенно потонула в словесных штампах и шаблонах и поэтому беспросветно пошла. Осенний джаз хорош только вживую, когда видишь, как скатывается капелька пота по виску барабанщика... Куда деться? И вот тут приходят на выручку Иваси. Их умные стихи, их неожиданные образы, идущие от особого, иронично-философского взгляда на мир, их добрый юмор - это как раз то, что нужно. Можно слушать их в лесу у костра, на концерте, дома крутить кассету или недавно вышедший компакт-диск - довольно мурлыкать в унисон будешь в любом случае.
Ну что, казалось бы, можно сегодня изобрести в лирике, когда все урожаи тут давно уже сняты нехилой компанией во главе с Пушкиным, Пастернаком и другими. Профессиональные поэты выбиваются из последних силенок и рождают нечто нетленное вроде "Позови меня в ночи - приду, а прогонишь - я тебе даду! Даду-даду, даду-даду!" Грустно, господа, право, грустно. Иваси пошли другим путем. Среди самых трогательных строк у них прячется юмор, улыбка, фенечка, и потому стихи всегда свежи и нетривиальны. Весна в них начинается со взмывшего в небеса дворника Степанова, а судьба является в образе... бортинженера летающей тарелки.
"pre"
О, как легка и необыкновенна Та женщина, что скромный свой уют Несет в химчистку в сумке здоровенной. Немножечко похожей на твою.
А из-за облаков сквозь дождик мелкий Глядит на двор в подзорную трубу Бортинженер летающей тарелки, Немножечко похожий на судьбу...
"/pre"
А еще, в отличие от любующихся собой эстрадных мэтров, они умеют быть самоироничными и тихонько посмеиваться над собственным "я", изящно намекая, что любому добропорядочному гражданину, в общем-то, не грех этим заняться:
"pre"
Какой же ты моряк, Когда ты с печки бряк, Какой же ты герой, Когда штаны с дырою, Но не сдается никому Дырявый наш "Варяг", Хотя ему на дно пора порою. Хотя ему пора Быть сданным на дрова, В утиль, металлолом И прочие отходы, Но мы бодры и веселы, И мы кричим "Ура!", Чтоб знали все, Как тонут пароходы...
"/pre"
СЛЕДУЯ ЗА ВЕЛИКИМ ЧАРЛИ
ПОХУЛИГАНИТЬ - это они завсегда, это - пожалуйста! Правда, в разное время совершенно по-разному. Раньше, например, обожали резвиться на ниве политической сатиры. Так, в разгар перестройки они "отправили" письмо съезду народных депутатов от мафии с эдакой вот угрозой:
"pre"
А долго ль нам умеючи Жену Михал Сергеича Припрятать - мы ж известное зверье! Лишим его покоя, Ведь горе-то какое - И что он будет делать без нее?!
"/pre"
Теперь подобных вещей они не пишут, не ноют. Почему - объясняет Георгий Васильев:
- Раньше люди смеялись над властью и радовались, когда мы пели: "А давайте-ка соберемся все вместе и наломаем тем, кто мешает нам хорошо жить". Сегодня другое время, и все это уже не смешно. Людей волнуют другие, может быть, более мелкие, но общечеловеческие темы: как заработать денег, как сохранить семью, на что опереться в это тяжелое время... Каждый пытается выжить самостоятельно, и наша задача - помочь человеку справиться с трудностями, которые его окружают.
Алексей Иващенко добавляет:
- В Америке во время великой депрессии тем же самым занимался Чарли Чаплин. Мы не сравниваем себя с великим артистом, мы просто пытаемся идти его путем.
ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ СТАШЕВСКОГО
ХУЛИГАНЯТ они теперь несколько иначе. В области рекламы, например. Попросила Алексея Игоревича солидная фирма прорекламировать свой товар - машины марки "Форд". Ну и выдал он следующее:
В Москве открылася шикарная контора. Коль вы солидный бизнесмен, но без мотора, мы продадим для вас машины марки "Форда"... Чтоб подовольнее у вас была бы морда!
Натурально, заказчик обалдел и от рекламы отказался, но песенку (а в ней еще три куплета-варианта) переписать попросил.
Ивасям вообще неинтересно сочинять без подвоха, без эдакой бомбочки в финальной строке. Усыпят нас, расслабят, а потом, что есть силы, гаркнут прямо в ухо, спародировав попутно целый пласт попсовой культуры. Помните, с каким придыханием поется: "Лишь бы только ты была моей!.." У Иващенко и Васильева своя интерпретация этой вечной темы:
"pre"
На нашем корабле без капитана, Без паруса, без днища и бортов. В любые неизведанные страны Я хоть сейчас отправиться готов. Лишь только б ты меня не покидала, Лишь только б не кончалось волшебство. Лишь только б ты стояла у штурвала, ...НЕ ТРОГАЯ РУКАМИ НИЧЕГО!!!
"/pre"
ОНИ дразнят эстраду, поддразнивают свою аудиторию и постоянно подкалывают друг друга. Мы попросили их закончить фразу: "Мне нравится работать с Васильевым (Иващенко), потому что..." Вот что вышло.
Иващенко: Мне нравится работать с Васильевым, потому что с другими работать еще хуже.
Васильев (обиженно): Мне нравится работать с Иващенко, потому что он такой остроумный.
Вот ведь все у них несерьезно, наперекосяк, поперек и через левое ухо. Грустное до смешного. Веселое сквозь слезы. Почти как у замечательного писателя О. Генри. Только с музыкой.