Говорят, что И. Сталин любил играть в городки. Но после его смерти не осталось в живых почти никого, кто бросал биты на пару с вождем. Повезло немногим, в том числе А. Микояну и И. Байбакову. Они ни разу не позволили себе выиграть...
ХОББИ у руководителей было до и после Сталина. У кого-то это носило почти безобидный характер, как фотографирование у Николая Второго. А маниакальная любовь к "королеве полей" кукурузе сделала из Н. С. Хрущева посмешище для всего народа.
Еще больше подмочил свою репутацию Л. И. Брежнев. От его последней, пятой, звезды Героя смех стоял по всей земле советской. Но любовь к "цацкам" оказалась сильнее - и никто из Политбюро не предупредил, что наград уже хватит. Последовала бриллиантовая звезда Победы...
Была своя "арбузная корка" и у М. С. Горбачева. Хотя она и носила, так сказать, личностный характер, но сыграла с ним злую шутку. По доверительному признанию одного сотрудника КГБ, охранявшего чету Горбачевых, по вечерам они долго гуляли по лесу. Эта прогулка состояла из двух частей. Сначала был отчет генсека о проделанной за день работе, затем жена намечала повестку дня на следующий. Показной, западный по сути стиль Горбачева, когда его супруга в шикарных нарядах и с заметным самолюбованием не сходила с экрана ТВ, стал одним из основных мотивов устойчивой неприязни советских граждан к президенту СССР.
Желание показать себя человеком современным перед заграницей, а не перед собственным народом двигало, видимо, и Борисом Ельциным. В России воцарился большой теннис - игра, популярная среди богатых людей. Впрочем, трудно сказать - хотелось ли ему чрезмерно выпячивать свою любовь к ракетке и резиновому мячу? Скорее всего - нет. Но он просто не обращал внимания на поток газетной и телеинформации о том, как большие начальники в белых трусах во главе с ним гоняли мячики. Их "отвязанность" на корте, их шикарная форма, кроссовки и белые носки заставляли вспомнить старый анекдот. Рассказывать его долго, но финал был таков:
"...Все сидят в дерьме, и тут выхожу я - в белом фраке!"
"ЛЬГОТНЫЙ" ТЕННИС
ВООБЩЕ говоря, президенту великой страны вредно приобщать к своему хобби подчиненных. Но история опять же умалчивает, хотел ли Борис Николаевич, чтобы его "гвардейцы" поголовно играли в теннис. Скорее всего, дело в менталитете российских чиновников - они начинают горячо любить то, что любит хозяин. Да тут еще времена пошли рыночные - на закрытом теннисном корте можно было "порешать вопрос". Где, например, учреждался Ш. Тарпищевым Национальный фонд спорта? Где он получил невиданные льготы на поставку спиртного и табака? На корте, после удачной партии, скорее всего.
А можно ли себе представить, за какие льготы "Томскнефть" и "Росвооружение" стали так называемыми спонсорами начальничьего турнира "Большая шляпа"?
Как при Брежневе, когда медальки раздавались килограммами, теннисная тусовка времен расцвета Бориса Николаевича зажила своей, самодостаточной жизнью. Говоря образно, чиновники в ней рождались, жили и умирали. Видимо, по общению с ними и судил Борис Николаевич о положении в низах - казенных пиджаков-то ни на ком не было, лишь белые трусы. Значит - простой теннисный народ.
А кто он - этот простой народ? Конечно, творческая интеллигенция - К. Кельми, Б. Ноткин и М. Дунаевский. От доблестной армии - П. Грачев. От молодого поколения политиков - Ю. Гусман. Далее идут вице-премьеры, министры, служба охраны и т. д. У кого не хватало умения держать ракетку - сидели на трибунах и переживали.
На теннисную Голгофу приходили и с покаянием. Случайные свидетели помнят такой эпизод. Через несколько месяцев после того, как генерал А. Коржаков устроил разборку с финансовой группой "МОСТ", в зал, где проходила очередная "Шляпа", вошел мэр Москвы Ю. Лужков. Говорили, что в конфликте он был на стороне "МОСТа". Держа на руках маленькую дочь, Юрий Михайлович будто бы подошел к корту, где играл Коржаков, и встал от него в нескольких метрах. Но генерал сделал вид, что не заметил его. Эту сцену наблюдали все "теннисисты" и сделали выводы...
ТЕННИС В ЗАГОНЕ, ГРЯДУТ ПРЫЖКИ С ПАРАШЮТОМ
НО ВОТ уже больше года политический теннис в России умирает. Болезнь президента осиротила корты, перессорила бывших друзей.
Можно лишь догадываться, какая "ломка" происходит сейчас среди "спортсменов". Они мечутся: приходить на "Шляпу" - значит "засветиться" в обществе опальных А. Коржакова и Ш. Тарпищева. Не придешь - как оно завтра повернется? На последний "шляпный" турнир в Сочи заскочили на часок адвокат А. Макаров и бывший шеф администрации президента Н. Егоров. На всякий случай.
В. Черномырдин любит бегать на лыжах, Ю. Лужков - футболист...
Ну а А. Лебедь - парашютист, и его шансы стать в будущем главным "тренером" страны неплохие. Так что не исключено, что тогда высшие чиновники поголовно начнут прыгать с парашютом. Правда, говорят, что при приземлении возможно легкое сотрясение мозга. Как бы это не отразилось на их работе на благо народа...