Примерное время чтения: 6 минут
133

ЛИЦО "СВОБОДНОГО МИРА". Не ко двору...

Разочарованные израильской действительностью, лишенные возможности участвовать в общественной жизни страны, все больше бывших советских граждан еврейской национальности покидают "землю обетованную".

Об этом статья кандидата юридических наук Л. ДАДИАНИ, основанная на исследованиях западных социологов.

ИЗРАИЛЮ, проводящему, как известно, политику экспансии л захвата новых территорий, требуется постоянный приток пушечного мяса и рабочей силы. Поэтому, когда из СССР в связи с завершившимся в основном процессом воссоединения семей сократился выезд лиц еврейской национальности, сионистские центры развернули шумную клеветническую кампанию, обвиняя СССР в том, что он якобы "чинит евреям препятствия", "не разрешает им выезд из страны" и т. д.

В условиях сокращения притока обманутых сионистской пропагандой, израильские власти стали настойчиво ставить вопрос об ограничении эмиграции из Израиля, которая в последние 10 лет достигла значительных размеров (в западной печати называется цифра 800 тыс. человек). В 1982 г. по решению правительства Бегина была даже создана специальная комиссия во главе с заместителем министра Д. Шилански для решения проблемы ограничения выезда из страны.

В последнее время бегут из Израиля в первую очередь бывшие советские граждане. Для того чтобы как-то удержать прибывших из СССР, принимаются -меры по вовлечению их в политическую жизнь Израиля, создаются организации, в основном земляческого типа.

Основная задача всех этих организации, по свидетельству преподавателя университета сиониста Я. Ишая, - привлечение в Израиль новых евреев из Советского Союза и разработка мер по сокращению их эмиграции из Израиля.

Ведущие партии Израиля - Партия труда и Херут, а также другие, предполагали (в 70-е - начале 80-х годов), что прибывшие из Советского Союза евреи будут играть пассивную роль в политике страны, "ограничиваясь участием в избирательных кампаниях, отдавая свои голоса ветеранам израильских партий". Однако, пишет Я. Ишай, видя, что ни одна из политических партий не стремится решить проблемы их социальной, экономической адаптации, они попытались добиться для себя мест в высших эшелонах израильских партий. Не добившись своей цели, они отказались войти в израильские партийные организации на правах рядовых членов и начали организовывать свои "ассоциации по интересам".

По словам Я. Ишая, бывшие советские граждане еврейской национальности "создают свои собственные организации, чтобы решить проблемы абсорбции и показать, что они могут быть самостоятельной политической силой в стране". "Понятие о политической борьбе как эффективном методе достижения своих целей, разрыв между ожиданием и действительностью, - продолжает Ишай, - вызывает у них агрессивное групповое поведение, решение разного рода вопросов с позиции силы, озлобленность. Израильское общественное мнение (особенно группа образованных израильтян), как показали социологические опросы, было негативно настроено по отношению к поведению большинства советских иммигрантов".

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ

Я. Ишай отмечает, что основные политические партии Израиля, с одной стороны, стремятся добиться влияния в названных организациях бывших советских евреев, а с другой - активно препятствуют тому, чтобы последние играли сколько-нибудь "автономную политическую роль" в стране.

Известный американский "советолог" сионистского толка профессор Ц. Гительман в работе "Становление израильтян" также заявляет о значительной заинтересованности политических партий Израиля в бывших советских гражданах. Он пишет: "Партии любыми путями стремятся контролировать иммигрантские неполитические ассоциации. Например, израильтянин грузинского происхождения второго поколения, активный член Партии труда Рафи Бар-Лави изменил, свою фамилию на прежнюю Балвашвили для того только, чтобы возглавить одну из нескольких грузинских ассоциаций".

"Однако, - продолжает Ц. Гительман, - при всей заинтересованности в советских иммигрантах израильские партии не позволяют им занимать ведущие позиции в своих центральных органах. Например, в 70-е годы партия Херут имела в составе своего центрального комитета (270 человек) всего лишь 8 иммигрантов, а в центральных органах Партии труда не было ни одного бывшего советского еврея. Некоторые более малочисленные партии в 1977 и 1981 гг. включали их в избирательные списки, но дальше списков дело не пошло".

Таким образом, по свидетельству Я. Ишая, Ц. Гительмана и других, бывшие советские евреи в Израиле в острой и постоянной борьбе безуспешно пытаются завоевать обещанное им сионистской пропагандой привилегированное социально-экономическое и политическое положение, вызывая недоверие, недовольство и даже ненависть "коренных израильтян".

ТРАНЗИТОМ ЧЕРЕЗ ИЗРАИЛЬ

Опасения трудностей экономической, политической, социальной и культурной адаптации в израильском обществе в значительной мере повлияли на решение более 60% выехавших в 1980 г. из Советского Союза лиц еврейской национальности направиться не в Израиль, а в Соединенные Штаты Америки и некоторые другие страны Запада. Как отмечает израильский автор Ц. Александер, многие стремятся препроводить своих старых и немощных родителей в Израиль, а самим уехать в США, Западную Германию, Канаду.

В 1982 г. из числа бывших советских граждан 80% выходцев из европейской части СССР и 73% из восточных районов СССР изъявляли желание покинуть Израиль, пишет израильский социолог Т. Горовиц. И это несмотря на то, продолжает автор, что "более 60% из них уже приобрели навыки разговорной речи и чтения газет на иврите", а 50% даже якобы заявили, что "чувствуют себя израильтянами во всех отношениях". Иначе говоря, по мнению Т. Горовиц, "несмотря на определенные успехи в культурной интеграции в израильское общество", большая часть выехавших из Советского Союза стремится покинуть Израиль как можно скорее.

Наибольшее число бывших советских граждан еврейской национальности, желающих выехать из Израиля, - выходцы из среднеазиатских республик СССР, республик Кавказа и Закавказья. Недовольство дискриминацией со стороны местных властей среди этой категории людей, которую презрительно называют "людьми второго сорта", носит особо острый характер, констатирует американский еженедельник "Ньюсуик".

Ц. Гительман также отмечает, что "грузинские иммигранты гораздо больше, чем другие, чувствуют на себе дискриминацию со стороны Европейского агентства и министерства абсорбции иммигрантов", что эти "олим" "стереотипно воспринимаются (израильтянами. - Л. Д.) как люди непостоянные, горячие, подозрительные, безразличные, фанатичные, предъявляющие необоснованные требования к окружающим".

По словам Гительмана, "грузинские иммигранты имеют в Израиле низкий социальный статус" и "в целом остаются политически пассивны: ни одна из партий не мобилизовала их в сколько-нибудь значительной степени".

Таким образом, даже буржуазные авторы признают, что немало бывших советских граждан еврейской национальности разочаровалось в "прелестях" израильской действительности.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно