ПОВЫШЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО УРОВНЯ трудящихся - сегодня одно из основных направлений социально-экономической политики КПК. В целом за период VI пятилетки (1981 - 1985 гг.) доходы рабочих и служащих выросли почти на 60%.
В минувшем году, судя по сообщению Государственного статистического управления КНР, средняя заработная плата превысила 100 юаней в месяц (17 руб. 39 коп.).
Вместе с тем китайская печать с тревогой отмечает, что рост денежных доходов трудящихся в последние годы порой значительно опережал рост производительности труда и национального дохода.
О ПРИЗНАКАХ ЗАЖИТОЧНОСТИ
С ростом доходов населения растет и потребление. Давно ли в Китае признаком достатка были "три вертящихся, один говорящий" - велосипед, часы, швейная машинка и радиоприемник. Ныне признаком зажиточности считаются "три большие вещи" - телевизор, холодильник и стиральная машина. И сегодня в КНР, согласно официальной статистике, на 100 городских семей приходится 87 телевизоров, 77 швейных машинок, 162 велосипеда, 3 холодильника, 103 радиоприемника и 40 стиральных машин. На 100 крестьянских семей приходится 7 телевизоров, 42 швейные машинки, 74 велосипеда и 61 радиоприемник.
Выпуск товаров повышенного спроса в Китае растет довольно быстрыми темпами. В 1986 г. промышленность дала потребителям свыше 35 млн. велосипедов (в 1985 г. - 32 млн.), около 15 млн. телевизоров (в 1985 г. - более 16 млн.), свыше 2 млн. холодильников (в 1985 г. - немногим более 1 млн.). К 1990 г. производство товаров широкого потребления планируется увеличить на 40%.
Тем не менее спрос на многие товары длительного пользования, особенно высокого качества, пока удовлетворяется не полностью. И это несмотря на их весьма высокую розничную цену. Так, холодильник стоит в среднем 700 юаней, стиральная машина - около 500, велосипед - от 150 юаней и выше, наручные электронные часы - 20 - 25 юаней, цветной телевизор с экраном 54 сантиметра по диагонали - не менее 1000 юаней.
Несомненным достижением социальной политики нынешнего руководства КНР является то, что впервые за многовековую историю Китая сегодня в стране нет голодных. В КНР проживает более одной пятой человечества, но в то же время там сосредоточено всего семь процентов мирового массива обрабатываемых земель. Образно говоря, страна, имеющая пашню, эквивалентную лишь половине зернового клина Соединенных Штатов, кормит население, которое почти в пять раз превышает население США.
Ныне в стране, по официальным данным, в среднем ежегодно на человека производится около 350 кг зерна (обработанного) и почти 8 кг растительного масла, свыше 16 кг мяса и 5 кг продуктов водных промыслов. Это весьма низкие показатели в сравнении с мировыми.
Рассматривая вопросы питания жителей страны, газета "Гуаимин жибао" также отмечала, что главные показатели в этой области гораздо ниже, чем в ряде развивающихся стран, и свидетельствуют лишь об относительном повышении жизненного уровня трудящихся. По данным "Жэньминь жибао", граждане КНР ежедневно получают в среднем около 2500 ккал, в основном за счет риса. Что же касается рациона, то, по подсчетам газеты "Бэйцзин ваньбао", житель Пекина за год съедает около 5 кг мяса, до 9 кг рыбы, 50 кг овощей и фруктов, выпивает 14 л молока.
На повышении жизненного уровня сказывается постоянный рост цен, особенно на продукты питания. В 1985 г. после введения так называемых "плавающих цен" и отмены карточной системы (карточки сохранились на рис, муку, растительное масло и уголь) розничные цены на товары первой необходимости возросли по сравнению с 1984 г. почти на 9%. На рынках они поднялись на овощи на 34%, мясо - на 22, рыбу - 34 и рис - на 11%. В 1986 г. цены поднялись еще на 6%, в том числе на продукты питания - на 7%.
Вот, например, сколько сейчас стоят в магазинах и на рынках Пекина некоторые продовольственные товары. В государственном магазине 1 цзинь (0,5 кг) свинины стоит от 1,9 до 2,5 юаня (на рынке - 2,5 юаня), 1 цзинь риса - 0,4 - юаня (0,42), растительного масла - 2,15 (2,2), моркови - 0,1 (0,11), капусты - 0,1 (0,9), картофеля - 0,15 (0,16), рыбы в государственном магазине - от 2,2 до 3,6 юаня (на рынке - от 2,1 до 2,6 юаня).
Печать КНР признает, что общественность недовольна повышением цен.
Тем, кто выражает недовольство, сейчас в Китае говорят: "Ты жуешь ножку курицы, смотришь передачи по цветному телевизору и при этом жалуешься на цены. Разве ты уже забыл, что еще пять лет назад ты ел рис и капусту, слушая радио?"
ПРОБЛЕМ ЕЩЕ НЕМАЛО
А как растет благосостояние конкретных людей?
Корреспонденты пекинского журнала "Чайна риконстрактс" дважды - в 1981 и 1986 гг. побывали в домах Сун Маотина, Цзинь Вэньцзяна и Хя Вэйцюня все они живут в одном из крупнейших городов Китая Тяньцзине), чтобы наглядно продемонстрировать реальные изменения в их жизненном уровне за минувшее время.
Семья Сун Маотина по тянь-цзиньским стандартам считается среднеобеспеченной. Это значит, что ежемесячный доход на каждого члена семьи должен быть от 42 до 82 юаней. Таких семей в городе сейчас около 75%.
Глава семьи - Сун Маотин, мужчина средних лет. До последнего времени он работал диспетчером на радиозаводе N 4, получая ежемесячно 67 юаней. Недавно его назначили начальником цеха с ежемесячным окладом 84 юаня. Столько же сегодня получает и его жена (в 1981 г. она получала 65 юаней в месяц), работающая в отделе контроля того же предприятия. С учетом премиальных и пособий ежемесячный доход семьи составляет 260 юаней.
У супругов двое детей дочь и сын. Когда у них был один ребенок, то они не платили за детский сад и медобслуживание девочки. Сейчас после рождения мальчика за все это приходится платить. Это вдобавок к специальному налогу на второго ребенка. В Китае, как известно, проводится политика ограничения рождаемости под лозунгом "одна семья - один ребенок".
Семья Сун Маотина занимает комнату площадью 14,5 м"sup"2"/sup".
Почти 2000 юаней в год уходит в семье на питание. 42 юаня Сун Маотин платит ежегодно за жилплощадь, воду и электроэнергию. 20 и 60 юаней в минувшем году ему пришлось израсходовать на медицинское обслуживание и учебу детей.
Столяр городского домостроительного комбината N 4 Цзинь Вэньцзян и его близкие относятся к семьям с низкими доходами. Если в 1981 г. в эту категорию заносили семьи, в которых ежемесячный доход на человека не превышал 25 юаней, то сейчас этот уровень составляет 42 юаня.
Жена Цзинь Вэньцзяна не работает и перебивается случайными заработками. В среднем ей удается заработать около 15 юаней в месяц. Цзини растят двоих детей.
В 1981 г. столяр зарабатывал 80 юаней в месяц, и вместе с приработком жены ежемесячный доход семьи составлял чуть больше 90 юаней. Этого только-только хватало на пропитание четырех человек. Ныне глава семьи получает в месяц до 120 юаней. Ежемесячный доход семьи, однако, в среднем составляет немногим более 130 юаней.
Живут они в собственном ветхом домишке площадью 11 м"sup"2"/sup".
Ежегодно Цзини тратят на питание 920 юаней. 24 юаня в год они платят за пользование водой и электроэнергией. В 1985 г. жена Цзинь Вэньцзяна заболела, и ее лечение обошлось в 400 юаней, половину из которых внес домостроительный комбинат, на котором работает Цзинь Вэньцзян. 10 юаней им стоило в 1986 г. обучение детей в школе.
Высокий жизненный уровень по тяньцзиньским меркам у семьи Хэ Вэйцюня. Глава семьи - начальник торгового отдела в универмаге, а его жена работает там же заведующей секцией тканей. В квартире живет отец Хэ Вэйцюня. Он на пенсии, получает ежемесячно 60 юаней, или 70% своего прежнего заработка. Доходы семьи превышают 270 юаней в месяц.
Недавно Хэ Вэйцюнь получил квартиру с газом и центральным отоплением площадью 15 м"sup"2"/sup". У них есть все престижные бытовые товары длительного пользования.
Почти 1800 юаней ежегодно семья Хэ Вэйцюня тратит на питание. Квартплата составляет 48 юаней в год. 70 юаней - это плата за пользование водой и электроэнергией. 30 юаней в 1986 г. были истрачены на медицинское обслуживание.
Что касается сельского населения, то в стране в настоящее время насчитывается 14 млн. бедных крестьянских дворов, т. е. примерно 70 млн. человек. Это значит, что ежегодные доходы таких семей ниже 200 юаней.
В Китае сейчас реалистично оценивают и жизненный уровень трудящихся, и результаты его повышения. Проблем еще немало, в том числе и очень острых. Трудоустройство, жилье, культурный и общеобразовательный уровень - эти вопросы сейчас на повестке дня, ждут своего решения в ходе ускорения социально- экономического развития страны.
Б. БАРАХТА, кандидат исторических наук.