Примерное время чтения: 11 минут
112

В СССР за пределами соответствующих национальных государственных образований живет 55 млн. человек. Когда утихают страсти...

Еще несколько месяцев назад не каждый сразу смог бы найти на географической карте такие города, как Степанакерт или Сумгаит. Однако события вокруг Нагорного Карабаха приковали к ним, а также к Еревану и Баку внимание многих людей, средств массовой информации. Сейчас, когда страсти успокаиваются, без поспешной категоричности можно проанализировать случившееся. Наши специальные корреспонденты В. ВОЙТЕНКО и В. СОЛОВЬЕВ провели в этом регионе немало дней.

ПРАКТИЧЕСКИ из каждого города - будь то Ереван или Баку, Степанакерт или Сумгаит - мы уезжали с одним напутствием, а иногда и категорическим требованием: "Напишите правду. Или вообще ничего не пишите".

Уже потом, вернувшись в Москву, просматривая наши корреспондентские дневники, прослушивая пленки, знакомясь с оценками советской и западной печати, мы еще раз убедились в сложности однозначной трактовки событий в НКАО.

Как могло случиться, что в национальной политике Советского государства, изначально основанной на самых справедливых ленинских принципах подлинного уважения интересов народов и реального равноправия наций, произошел столь серьезный сбой? И почему кульминация назревшего пришлась на время революционных реформ нашего государства, направленных на развитие истинной демократии, качественное обновление советского общества?

Необычное в практике межнациональных отношений в нашей стране обращение областного Совета народных депутатов НКАО с просьбой о передаче Нагорного Карабаха из состава Азербайджана в состав Армении, митинги, многотысячные демонстрации в Ереване, Степанакерте, трагические события в Сумгаите показали, что межнациональные отношения продолжают оставаться сферой, требующей к себе постоянного, самого пристального внимания. Особенно очевидно это осознается сейчас, когда в острой дискуссии о путях развития социализма не стало запретных тем, когда с горькой ясностью мы начинаем понимать, какое наследство дала нам ситуация, сложившаяся в области национальных отношений еще в царской России. Период культа личности, годы застоя тоже сыграли свою роль.

Не преувеличивая: события вокруг НКАО связаны с проблемами не только двух народов - армянского и азербайджанского, но и переплетены с жизнью всей страны. Наши многие трудности, в том числе и вопрос о Нагорном Карабахе, - это результат несоответствия между привычкой к здравицам, лозунгам, а иногда и к тостам и реальным положением дел. В Степанакерте нам рассказали, как с момента создания армянского сектора педагогического института не решался вопрос о преподавании истории армянского народа, о проблемах местного трудоустройства молодежи, получившей образование в Ереване, а не в Баку, о непродуманном волевом введении преподавания азербайджанского языка в ущерб родному армянскому в школах НКАО с 1 января 1988 года...

ВОПРОС СТАРЫЙ КАК МИР

Спор о принадлежности Нагорного Карабаха Азербайджану или Армении западными пропагандистами представляется как нечто уникальное, не имеющее аналога. Между тем проблема территориальных разногласий стара как мир. Множество запутанных пограничных вопросов усложняют отношения между государствами, нередко приводят к серьезным конфликтам, на которые отвлекаются материальные, людские ресурсы, а последующее развитие событий оборачивается вооруженными столкновениями, значительными людскими потерями.

Территориальная неудовлетворенность, национальные разногласия оборачиваются конфликтными ситуациями и в развитых странах, и в не очень развитых. Бельгия, Канада, а наиболее яркий по своей трагичности пример - это, конечно, Ольстер... Который год из-за территориальных, религиозных и национальных разногласий продолжается бессмысленная война между Ираном и Ираком, унесшая многие жизни. Остается крайне напряженной ситуация в Индии, связанная с требованиями сикхских сепаратистов. А взять Ближний Восток...

Ссылки на мировую практику кому-то могут показаться несопоставимыми с конкретной ситуацией в Нагорном Карабахе, однако в их основе лежат территориальные разногласия между двумя народами. И на этом примере тоже видно, к чему может привести бесконтрольное, а порой безответственное развитие событий.

Вспышка насилия в Сумгаите показала, насколько все это может быть трагично.

СУМГАИТ

Много раз за время командировки мы сталкивались с требованиями дать на страницах газет "полную информацию" о случившемся в Сумгаите 28 февраля. В этом, как в примере "ограниченной гласности", советскую прессу не преминули упрекнуть и западные "радиоголоса". Со своей стороны они поспешили с собственными сообщениями о "сотнях" сумгаитских убийств, смакованием актов насилия - чего стоило только описание варварской расправы над "роженицами в роддоме". Да, в Сумгаите были и жестокие убийства, и надругательства над телами погибших. Были случаи изнасилования, десятки раненых. Но не в традициях советской прессы разжигать страсти эмоциональными, леденящими душу рассказами о подробностях убийств, изнасилований, издевательств, погромов. В накаленной обстановке такого рода информация не принесла бы ничего, кроме вреда. Сообщения о числе погибших, госпитализированных были своевременно сделаны, точно так же, как и о задержанных, в отношении которых компетентными органами ведется следствие (см. "АиФ", 1988, N 13). Ни один виновный не уйдет от наказания. В том числе и те, кто по долгу службы обязан был пресечь трагедию в самом начале.

В Сумгаите мы обратились к работающим там представителям Прокуратуры СССР с просьбой прокомментировать сообщения "радиоголосов" о числе погибших. Нам показали списки - 32 трупа, одно заявление о пропавшей без вести. Никакой другой информацией прокуратура не располагает, хотя следственная группа тщательно проверяет показания всех очевидцев происшедшей трагедии.

ЗАБОТА ИЛИ ПРОВОКАЦИЯ?

Трагедию в Сумгаите предотвратить не удалось. Подобное развитие событий, начавшихся с мирных митингов в Степанакерте, потребовало принятия серьезных мер безопасности. В Ереване нам приходилось слышать недовольные высказывания о "чрезмерности" принятых мер. Но в данной ситуации лучше было - не побоимся этого слова - перестраховаться. Случайность, самая незначительная конфликтная ситуация при огромном скоплении людей могут привести к уже ничем не контролируемому развитию событий, причем даже вопреки намерениям вышедших на улицы. Кто-то кому-то на ногу наступил, кого-то толкнули, кому-то стало плохо просто потому, что находился в огромной, тесно стоявшей толпе.

Приходится сказать и о другом. Присутствие на улицах и площадях города дополнительных нарядов милиции, внутренних войск кое-кем было представлено как "угроза" для жизни людей. 25 марта, накануне запланированных на субботу массовых выступлений, в городе появились листовки комитета "Карабах". Вот что в них содержалось: "В мирную столицу Армении введены войска... Не гарантирована жизнь людей, находящихся в эти дни на улицах и площадях города. В этой связи призываем всех ереванцев показать особую дисциплинированность и сплоченность и 26 марта всем как один не выходить на улицу..."

Только ли тревогу за жизнь соотечественников содержит этот призыв? Слишком уж недвусмысленно была здесь отражена, хотя и как бы между строк, сознательная попытка испугать, противопоставить народ органам охраны порядка.

ЧТО ДАЛ УЛЬТИМАТУМ

Как мы уже писали ("АиФ", 1988, N 14), "демонстрация наоборот" в Ереване не получилась и "мертвым городом" столица Армении, вопреки заранее заготовленным комментариям "радиоголосов", не стала. Однако в Степанакерте, куда мы прилетели из Еревана, обстановка была сложной.

Правда, мы не увидели многотысячных митингов, волнений на улицах, однако в городе шла самая настоящая забастовка. Не работали даже магазины, за исключением продуктовых, была парализована работа транспорта.

В капиталистическом мире тактика силового давления в форме забастовок направлена против одного или нескольких хозяев, предпринимателей. В нашем общенародном государстве такого рода забастовки входят в противоречие не с узкокорыстными интересами отдельного лица, а с хозяйственной и политической жизнью обширного региона и даже всей страны. Подтверждением тому - экономическая ситуация, сложившаяся в Степанакерте. О результатах невыходов на работу говорил 30 марта на пленуме Степанакертского горкома партии первый секретарь З. Мовсесян. Забастовка повлекла за собой невыполнение планов производства промышленных товаров, нарушение договорных обязательств. В итоге в промышленности, транспорте, строительстве потеряно свыше 100 тыс. человеко-дней рабочего времени. Сорван выход на запланированный уровень по производству и реализации промышленной продукции, объему работ, услуг практически всеми предприятиями города. По предварительным расчетам, за январь - март недодано промышленной продукции на сумму более 8 млн. руб. Особенно тяжелое положение сложилось на предприятиях, работающих в новых условиях хозяйствования, которые по сравнению с планом недополучили прибыли на сумму 1 млн. 600 тыс. руб.

Здесь, в Степанакерте, люди ставили ультиматум: либо будет создана авторитетная комиссия, занимающаяся вопросом передачи Нагорного Карабаха в состав Армении, либо забастовка не прекратится.

Когда в Москве мы работали над материалом, в редакцию позвонили из Степанакерта. Обстановка в городе нормализовалась, забастовки прекратились. Это результат работы местных партийных органов и, несомненно, сознательности людей.

ЕСЛИ НЕ СЛЕДИТЬ ЗА ДОРОГОЙ

По данным Института этнографии АН СССР, на территории Советского Союза проживает до 120 национальностей, причем 55 млн. человек живет за пределами соответствующих национальных государственных образований или не имеет таковых вообще. Можно ли решать весь комплекс проблем, возникающих в связи с такой ситуацией, вольным перекраиванием карты страны, созданием неких замкнутых национальных общин? Кому это будет на руку?

На Западе уже давно "догадались", что это наиболее уязвимый и тяжелый путь для государства, и нашего в том числе. Вот почему именно к такому решению подталкивают нас комментаторы различных "радиоголосов" и западная пресса. "Крах национальной политики", "политический кризис на национальной основе", "империя, раскалываемая волнениями"... Так нас "ненавязчиво" стараются убедить, что причина всех наших сегодняшних проблем - "конфликт" между нациями, республиками. С путей перестройки, решения сложнейших социально- экономических проблем нас пытаются столкнуть в тупик "перекройки", в тупик бесплодных попыток решить их путем территориальных переделов. Об этом не мешало бы задуматься...

Процитируем В. И. Ленина: "...национальный состав населения - один из важнейших экономических факторов, но не единственный и не важнейший среди других. Города, например, играют важнейшую экономическую роль при капитализме, а города везде - и в Польше, и в Литве, и на Украине, и в Великороссии и т. д. - отличаются наиболее пестрым национальным составом населения. Отрывать города от экономически тяготеющих к ним сел и округов из- за "национального" момента нелепо и невозможно. Поэтому целиком и исключительно становиться на почву "национально-территориалистического" принципа марксисты не должны".

Далее, если говорить о проблеме передачи НКАО в состав Армении, то первое, что для этого потребуется, - согласие Азербайджанской ССР. Однако, побывав в Азербайджане, мы убедились, что там к такому решению вопроса относятся отрицательно. А ведь статья 78 Конституции СССР гласит: "Территория союзной республики не может быть изменена без ее согласия. Границы между союзными республиками могут изменяться по взаимному соглашению соответствующих республик, которое подлежит утверждению Союзом ССР".

Безусловно, проблемы нужно видеть, указывать на них, решать их всем вместе. Но при выборе способов их решения нельзя, непрерывно призывая к демократическим методам, в то же самое время требовать от центральных органов власти командно-административных способов решения этих вопросов.

Если говорить о такой стороне вопроса - кому что принадлежит, - то в мировой практике утверждается разумное правила - для предотвращения конфликтных ситуаций руководствоваться сложившимися к настоящему моменту историческими реальностями. Именно так поступили европейские государства, установившие в Заключительном акте хельсинкского совещания принцип нерушимости, незыблемости государственных границ.

Слишком серьезный момент настал сейчас для нашей страны. Мы взяли курс на качественное обновление всего нашего общества. Представим себе поезд, несущийся вперед на всей скорости, поезд, в управлении которым принимают участие и машинисты и пассажиры. Что будет, если вместо того, чтобы следить за дорогой, они займутся дележом мест и купе? Не случайно на Западе уже поговаривают, что события вокруг Нагорного Карабаха - это удар в спину перестройке.

Решением Политбюро Секретариату ЦК поручено организовать глубокое и всестороннее изучение накопившихся проблем в автономной области Нагорного Карабаха, причин обострения межнациональных отношений вокруг нее, проработку соответствующих предложений и по мере готовности вносить на рассмотрение ЦК КПСС и правительства СССР.

"Мы не за то, чтобы уклоняться от откровенного обсуждения различных идей и предложений, - подчеркнул в Обращении к трудящимся, к народам Азербайджана и Армении М. С. Горбачев, - но делать это надо спокойно, в рамках демократического процесса и законности, не допуская ни малейшего ущерба интернационалистской сплоченности наших народов. Нельзя отдавать серьезнейшие вопросы народной судьбы во власть стихии и эмоций.

Очень важно - оценить свои заботы в контексте не только местных условий, но и с учетом развернувшихся в стране процессов революционного обновления".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно