На Съезде народных депутатов и в предсъездовских дискуссиях резкой критике подвергался Госкомстат СССР за приукрашивание состояния дел в экономике страны. Высказывают недоверие к его статистике и наши читатели, в частности, по вопросу квартплаты. "Заниженные данные, - утверждают они, - завышают жизненный уровень более половины населения страны". Так сколько же мы платим за квартиру? - с этим вопросом наш корреспондент Г. ВАЛЮЖЕНИЧ обратилась к доктору технических наук Б. КОЛОТИЛКИНУ.
ГОСКОМСТАТ СССР утверждает, что в нашей стране самая низкая в мире квартирная плата: за 1986 г. оплата квартир, коммунальных услуг и содержания собственных домов составила всего 3% совокупного дохода семьи рабочего и служащего (включающего заработную плату и выплаты и льготы из общественных фондов потребления).
Напомним, что в совокупном доходе (в расчете на одного члена семьи рабочего и служащего) за 1986 г. зарплата достигла 110,3 руб. в месяц (78,8%), а за вычетом налогов, сборов и платежей - 93,5 руб. (или 67%), которые, собственно, и используются на потребительские расходы. С учетом этого расходы семьи на оплату квартиры и коммунальных услуг составят уже не 3%, а 4,5%. Но эта цифра еще ничего не говорит ни о структуре, ни о полноте расходов на жилище.
Какая же наша среднестатистическая государственная квартира? Двухкомнатная, с жилой площадью 32,5 м"sup"2"/sup" (50,7 м"sup"2"/sup" общей площади), проживает в ней в среднем 3,3 человека. Среднемесячная заработная плата членов такой среднестатистической семьи - 375 руб., из них около 317 руб. приходится на потребительские расходы. С учетом этого мы и поведем наш дальнейший разговор.
"В СРЕДНЕМ" ПО СТАТИСТИКЕ...
Плата населения за жилье, как утверждает Госкомстат СССР, составляет менее одной четверти эксплуатационных расходов государства на содержание жилищного фонда. Выходит, что три четверти - это его убытки. А где доказательства - расшифровка размера и структуры этих расходов? Увы, их нет.
В статистическом ежегоднике читаем: "расходы государства на содержание жилищного фонда в части, не покрываемой низкой квартирной платой" за 1965 г. составили 9,3 млрд. руб. Но всю эту сумму неправомерно считать дотацией, возмещающей убытки. Ведь, по расчетным данным, министерства, ведомства и местные Советы в том же 1985 г. на полное восстановление и капитальный ремонт жилищ, помимо квартплаты, внесли в госбюджет амортизационные отчисления в сумме 2,4 млрд. руб. Кроме того, жилищные организации использовали на эксплуатацию жилищного фонда свои собственные средства, полученные, в частности, за сдачу нежилых помещений в аренду, - а это еще 1,5 млрд. руб.
И наконец, около 0,9 млрд. руб. им должны были быть возмещены за счет предоставления определенным группам населения льгот по оплате квартиры и коммунальных услуг. Итого - 4,8 млрд. руб., а с учетом сельского государственного жилищного фонда - около 5,6 млрд. руб. Кроме того, существуют и косвенные источники поступлений средств из сферы жилищного хозяйства в госбюджет.
Годовая квартирная плата в государственном жилищном фонде (при месячной ставке 16,5 коп. за 1 м"sup"2"/sup" жилой площади) составляет 1 руб. 98 коп., а среднестатистическая по стране за 1985 г. - 1 руб. 60 коп. Из этой разницы видно, что на льготы по квартирной плате приходится около 20 коп. за за 1 м"sup"2"/sup" жилой площади в год, или 10% от его годового уровня. По тем же отчетным данным, местные Советы в 1985 г. в среднем расходовали на 1 м"sup"2"/sup" эксплуатируемой жилой площади 3 руб. 38 коп., а их доходы (квартплата, арендная плата и т. д.) составляли 3 руб. 18 коп. Выходит, что с учетом возмещения жилищным организациям льгот по квартирной плате доходы государства на 1 м"sup"2"/sup" жилой площади будут на уровне или чуть ниже расходов.
...И В ЖИЗНИ
Между тем нас в конце концов интересуют наши общие затраты по содержанию жилища, которые в современных домах не ограничиваются ни квартирной платой, ни оплатой коммунальных услуг. Структура и уровень годовых расходов в капитальном и благоустроенном жилом доме сейчас таковы (на 1 м"sup"2"/sup" жилой площади): квартирная плата по предельной ставке - 1,98 руб. (19%); коммунальные услуги (центральное отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализация, газ) - 3,40 руб. (33%); электроэнергия - 1,90 руб. (18%); приобретение, установка и пользование телефоном - 1,20 руб. (12%); радиоточка и коллективная антенна - 0,25 руб. (3%); текущий ремонт жилища и содержание полов, окон и балконных дверей - не менее 1,50 руб. (15%); итого - 10,3 руб. (100%).
Таким образом, суммарные расходы на содержание государственной квартиры жилой площадью 32,5 м"sup"2"/sup" составляют около 28 руб. в месяц, или 8,8% среднестатистических потребительских затрат семьи. Эта цифра возрастет до 14% для семей с потребительскими расходами около 200 руб. в месяц. А на долю таких семей приходится половина всего населения страны.
Затраты на содержание квартиры жилой площадью около 41 м"sup"2"/sup", соответствующей норме площади на одного человека (12 м"sup"2"/sup"), установленной ныне в РСФСР, возрастут с 28 до 32 руб. в месяц, или соответственно до 11 - 16% потребительских расходов семьи.
К сожалению, в погоне за нижайшим показателем уровня оплаты жилья у многих внедрилось примитивное представление о нем, как голой совокупности ограждающих конструкций (стен, перекрытий и др.). Но для цивилизованного человека нет жилища без кровати, кухонного стола, стула и т. д. Затраты же на них в расчете на месяц составляют около 4% потребительских расходов. И вот когда мы сделаем более полные расчеты, отдавая должное "подвижным" розничным ценам на непродовольственные товары, то окажется, что затраты на среднестатистическое жилище достигают 15 - 20% потребительских расходов. Следует еще учитывать и продолжающуюся инфляцию.
С УЧЕТОМ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
Поскольку средние показатели столько же раскрывают истину, сколько ее и скрывают, необходимо дифференцированно оценивать жилищные расходы различных категорий населения.
Начнем с пенсионеров. Средний размер пенсии рабочих и служащих по возрасту в 1987 г. составил 91,7 руб. в месяц. 23,4 млн. пенсионеров получают пенсию до 60 руб. в месяц. Сейчас в стране около 10 млн. одиноких людей пожилого возраста и инвалидов. Они ведь тоже имеют право на отдельную благоустроенную однокомнатную квартиру (с жилой площадью 18 - 19 м"sup"2"/sup", а часть из них реально и занимает такие квартиры или комнаты в "коммуналках". Затраты на ее содержание составляют около 15 руб. в месяц, это 16% от средней пенсии и 25% от пенсии 60 руб. в месяц.
Для большой категории семей с месячным доходом 800 - 1000 руб. и более на содержание квартиры даже с жилой площадью 80 - 100 м"sup"2"/sup" ежемесячные затраты не превышают 10 - 12% их потребительских расходов. В некоторых элитарных семьях с месячным доходом в 2 тыс. руб. и более эти затраты составляют еще меньший процент. К сожалению, у нас не публикуются данные о распределении населения по уровню семейных бюджетов и соответствующих льгот, в том числе по квартирной плате и коммунальным услугам, хотя эта ценная информация могла бы многое прояснить.
НА ОСНОВЕ ХОЗРАСЧЕТА
Вопрос о квартирной плате не может решаться легким путем ее прямого повышения. Что действительно необходимо, так это создание противозатратного механизма, направленного на снижение себестоимости услуг жилищного хозяйства. И в первую очередь - на предупреждение и ликвидацию непроизводительных потерь ресурсов, в том числе природных, с чего, собственно, и начинается повышение эффективности всякой хозяйственной деятельности. Резервы здесь немалые. В их числе - недополучение платы (ежемесячно 1,5 млн. руб.) по сотням тысяч многомесячно пустующих квартир; ликвидация недоделок и откровенного брака во вновь построенных и капитально отремонтированных жилых домах; массовые задержки на многие месяцы (и даже годы!) платы за квартиру и коммунальные услуги; сбережение природных ресурсов (топливо, вода и т. д.); либеральные условия оплаты излишней площади квартир; неупорядоченность предоставления льгот по квартирной плате и коммунальным услугам; усиление коммерческого подхода к сдаче в аренду нежилых помещений (полное их использование, дифференцированные ставки арендной платы, учитывающие качество строений, их местоположение и т. д.); завышение сметной стоимости и приписки объемов работ по капитальному и текущему ремонту жилых зданий, выполняемых подрядным способом, и др.
Время показало, что установленная в 20 - 30-х годах система квартирной платы перешла в свою противоположность: в расчете на 1 м"sup"2"/sup" общей, а не жилой, площади единая предельная ставка квартплаты без скидок и надбавок (16,5 коп.) тем ниже, чем выше качество квартиры и дома и комфорт проживания. Такое положение противоречит экономической сущности квартирной платы, является тормозом на пути внедрения полного хозрасчета, самоокупаемости и самофинансирования в жилищном хозяйстве. Оно не отвечает как принципу товарных отношений в пользовании жильем, так и требованию социальной справедливости.
Необходим переход на дифференцированную оплату жилья с учетом его количественных и качественных параметров. При этом с помощью системы льгот и скидок должна быть обеспечена социальная и экономическая защищенность пенсионеров и инвалидов, низкооплачиваемых групп трудящихся, многодетных семей и одиноких матерей от снижения их жизненного уровня.