Успешно завершен визит Президента СССР М. С. Горбачева в США, в ходе которого был подписан целый пакет соглашений, в том числе и в области разоружения.
Заместитель министра иностранных дел СССР В. КАРПОВ по просьбе "АиФ" отвечает на вопросы дипломатического обозревателя АПН В. МАРКОВА.
- Президенты СССР и США подписали в Вашингтоне совместное заявление об основных положениях будущего Договора об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений. Сам Договор предполагается подписать к концу нынешнего года. Каково содержание его основных положений, которые удалось согласовать президентам уже сейчас?
- Речь идет о принятии президентами совместного документа, в котором излагаются достигнутые в ходе напряженных переговоров договоренности. Они касаются прежде всего ограничений СНВ обеих стран по количеству: 1600 средств доставки и 6000 ядерных зарядов. В документе определен также порядок подсчета количества боеголовок на баллистических ракетах и засчета ядерных зарядов на крылатых ракетах. Далее, в нем устанавливается, сколько и на каких условиях можно заменять ракеты, каким образом осуществлять такую замену, каким запасом ракет - сверх имеющихся в шахтах или на пусковых установках - стороны могут располагать для того, чтобы поддерживать необходимый уровень ракетных сил.
Большое место в совместном заявлении отводится вопросам контрольно - инспекционной деятельности, в том числе системе наблюдения за производством вооружений. В документе регулируются и вопросы, связанные с графиками уничтожения вооружений, которые имеются у сторон сверх разрешенных количеств, способами их демонтажа и ликвидации.
- В чем заключается баланс интересов, которого удалось достичь по спорным вопросам ограничения крылатых ракет воздушного и морского базирования (КРВБ и КРМБ)?
- На этапе переговоров, непосредственно предшествовавшем встрече в верхах, и прежде всего во время визита госсекретаря Бейкера в Москву, обсуждались главным образом два вопроса относительно КРВБ. Первый - о рубеже дальности ракет, начиная с которого они подпадают под договор и засчитываются как одна единица в уровне 6000 ядерных зарядов. Мы предлагали 600 км, США - 800 км (хотя первоначально они отстаивали рубеж в 1500 км).
В Москве американцы высказали согласие с нашим предложением - установить рубеж дальности для КРВБ в 600 км, если мы, со своей стороны, пойдем им навстречу в вопросе о новой американской ракете "Тэсит рейнбоу". Было условлено, что под договор подпадают средства большой дальности, испытания которых прошли до 31 декабря 1988 года, причем все они считаются ядерными. Американская ракета "Тэсит рейнбоу", которая, по заверениям американцев, будет оставаться неядерной, была признана не подпадающей под Договор по СНВ.
Второй вопрос, связанный с КРВБ, заключался в том, устанавливать или нет предел на количество тяжелых бомбардировщиков (ТБ). Последние советские предложения, изложенные в письме Эдуарда Шеварднадзе от 11 мая в адрес госсекретаря США, предусматривали установление предела для тяжелых бомбардировщиков (ТБ) в 120 единиц. Американская сторона, первоначально отклонявшая вообще эту идею, затем предложила предел в 180 ТВ. У США сейчас почти 190 ТБ с КРВБ, у СССР - в два с лишним раза меньше. Компромиссное решение, о котором удалось договориться, - предел в 150 ТБ для США.
- Как удалось решить проблему засчета КРВБ на тяжелых бомбардировщиках?
- Эта проблема была согласована путем установления своего рода коэффициента. На американских ТБ засчитывается 10 КР, на советских - 8. Это условные цифры, потому что у американцев, скажем, есть сейчас бомбардировщики, которые в основном несут 12 ракет. В перспективе у них могут быть ТБ и с 20 ракетами. Теперь устанавливается предел в 20 ракет, который нельзя превышать. Советские ТБ оснащаются в основном 6 ракетами, но со временем, например, бомбардировщики "ТУ-160" будут оснащаться 12 КР. Советская сторона обязалась не размещать на своих бомбардировщиках больше 12 ракет. Но с целью компенсации СССР, согласно договоренности, может иметь на 40% больше ТБ с КРВБ.
- В чем заключалась проблема ограничения КР морского базирования большой дальности на заключительном этапе переговоров перед встречей в верхах?
- В том, чтобы определить общий предельный уровень КРМБ в течение всего срока действия договора - 15 лет.
После того как в течение длительного периода американцы отказывались устанавливать какой-либо предел в данном отношении, в последние недели они предлагали согласовать его на уровне 1000 ракет. Советская сторона предлагала предел в 600 ракет. Кроме того, мы выступили за то, чтобы засчитывать в этот уровень КРМБ с дальностью 600 км и больше. В итоге удалось договориться и здесь о рубеже дальности 600 км, а также о пределе для КРВБ - 880 ракет, причем ежегодно стороны будут обмениваться данными о планах развертывания этих ракет на пятилетний период.
- Договор, об основных положениях которого договорились оба президента, теперь уже не называют Договором о 50%-ном сокращении СНВ...
- Если брать сокращение ядерных зарядов, то они действительно будут сокращены наполовину: 6000 ядерных зарядов - это примерно 50% их нынешнего американского уровня. Если же судить по носителям стратегического ядерного оружия, 1600 единиц не составляют половину ни от американского, ни от советского уровней. У США их примерно 2200, у СССР - около 2400.
То, что американцы не согласились включить КРМБ в потолок 6000 ядерных боезарядов, означает, что и по ним реальные сокращения будут меньше, чем на 50%. Если считать это недостатками Договора по СНВ, то их, надеюсь, можно восполнить в будущих договоренностях.
- Когда будут начаты переговоры СНВ-2?
- Очевидно, сразу, как только будет ратифицирован Договор по СНВ.