Примерное время чтения: 5 минут
86

ТОЧКА ЗРЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА. Такого ли закона ждали пенсионеры?

Новый Закон о пенсиях в народе уже окрестили "законом для богатых". Есть ли для этого основания? Рассказывает кандидат экономических наук Л. ПРОНИНА.

- УВЫ, ЕСТЬ. Несмотря на несомненные достоинства нового Закона по сравнению с ныне действующим, он, к сожалению, не позволит перешагнуть грань бедности, которая сейчас определяется в пределах 100 руб. в месяц, почти 25 млн. сегодняшних пенсионеров. Из них примерно 7 млн. человек будут получать пенсию 70 и менее рублей.

Даже средний размер пенсии увеличится лишь до 113 руб., что едва превышает современный прожиточный минимум.

- Какие же пенсии ожидают будущих пенсионеров?

Низкооплачиваемые рабочие и служащие (с заработком ниже 140 руб.) даже при стаже 40(45) лет будут получать пенсию не более 105 руб. в месяц (у них прибавка к пенсии составит не более 21 руб.). Пенсии высокооплачиваемых работников (с заработком свыше 300 руб.) при полном введении Закона в силу (с июля 1993 г.) составят от 223 до 362 руб. в месяц, то есть увеличатся на 91 - 230 руб. Самая значительная группа - среднеоплачиваемых работников (с заработком от 140 до 300 руб.) будет получать от 105 до 223 руб. (их пенсия повысится на 21 - 91 руб. в месяц).

* Заметим, что из общего числа рабочих и служащих, занятых в народном хозяйстве в 1988 г., низкооплачиваемые работники составляли 37%, среднеоплачиваемые - 53,5% и высокооплачиваемые 9,5%. На пенсию по старости ежегодно в среднем выходит более 2 млн. человек.

Нижний размер пенсий увязан с минимальной заработной платой, повышение которой (до 80 руб.) намечается в конце этого или начале следующего года.

В 1992 г. будет перерасчет пенсий в зависимости от длительности трудового стажа и размера заработка. При этом для тех, кто сейчас получает минимальные пенсии (70 руб.) и имеет трудовой стаж 40 (45) лет, пенсии будут пересчитываться только с заработка, составлявшего в прошлом выше 93 руб. При меньшем же стаже в 30 (35) лет перерасчет будет производиться с заработка свыше 108 руб. и т. д.

* Таким образом, из 14,5 млн. человек, получающих сейчас минимальную пенсию по возрасту, ее пересчитают лишь 4,3 млн. пенсионеров. При этом их прибавка составит до 18 руб. в месяц, и размер пенсии не превысит 90 руб. У остальных 10,2 млн. пенсионеров (с пенсией в 70 руб.) появится реальная возможность повышения пенсий с 1 января 1991 г. за счет добавок, размер которых будет зависеть от времени пребывания на пенсии. Кстати, это положение будет касаться всех пенсионеров.

Пользуясь данными выборочных обследований Госкомстата СССР, мы рассчитали, что среди пенсионеров по старости с минимальной пенсией 70 руб., находящихся на пенсии менее 5 лет, прибавку в 5 руб. смогут получить 10,6% пенсионеров (1,5 млн. человек); 23,7% (3,4 млн.) - из тех, кто пребывает на пенсии от 5 до 10 лет, - получат 10 руб.; 15 руб. будет составлять надбавка у 12,1% (1,8 млн.) пенсионеров, находящихся на пенсии от 10 до 15 лет; 20 руб. - у 24,2%, (3,5 млн.), вышедших на пенсию 15 - 20 лет назад; 30 руб. - у 29%, имеющих пенсионный стаж от 20 до 25 лет, и 40 руб. получат менее 1% (0,03 млн.) пенсионеров, пребывающих на пенсии 25 и более лет.

Таким образом, более 70% пенсионеров по старости (примерно 10 млн.), получающих сейчас минимальную пенсию, не "дотянут" до минимального прожиточного уровня.

Кроме того, надо отметить, что повышение пенсий в зависимости от срока нахождения на пенсии - акция одноразовая, и в дальнейшем, по мере роста минимальной заработной платы, такого перерасчета, к сожалению, производиться не будет. К тому же если прибавка к пенсии за стаж и заработок, вводимая в 1992 г., будет больше надбавки за время пребывания на пенсии, которая будет выплачиваться с 1991 г., то в 1992 г. к пенсии будет добавляться лишь разница. Например, если за стаж и заработок пенсия повысится на 10 руб., а за время пребывания на пенсии (в 1991 г.) она уже будет повышена, скажем, на 5 руб., то с 1992 г. пенсионеру добавят всего 5 руб.

Далее. Более всего огорчает, что Закон не предусматривает необходимых преимуществ для инвалидов. Они могут получать пенсию по возрасту при тех же условиях и по тем же нормам, что и здоровые люди, несмотря на то, что им гораздо труднее жить и работать.

* Сейчас в стране примерно 50 тыс. одиноких пожилых людей, получающих пособие 30 руб. в месяц. Что даст закон им? Социальную пенсию в размере 35 руб. в месяц (или 40 руб., если минимальная зарплата увеличится до 80 руб.) и то только при достижении женщиной 60 лет, а мужчиной - 65.

Инвалидам III группы от общего заболевания, не имеющим необходимого стажа для назначения полной пенсии, полагается всего 30% минимальной пенсии по возрасту, или 21 руб. в месяц. Что ж, у них есть "перспектива", дожив до 60 (65) лет, получать 35 (40) руб. Вот только вопрос - доживут ли они?

В Законе определено, что для вышедших на пенсию после его введения время работы после назначения пенсии засчитывается в стаж при условии, если пенсионер не получал за этот период пенсию. Вроде бы и правильно: устраняется двойное стимулирование - выплата пенсии и "надбавка" за дополнительный стаж. Но... меняются условия финансирования пенсий Работник будет сам платить страховые взносы в размере 1 % заработка и тем самым создавать пенсионный фонд. Продолжая работать после назначения пенсии, он будет продолжать пополнять пенсионный фонд, за счет чего, по логике, и должен получать более высокую пенсию в виде надбавки за это время работы.

На основании того, что при принятии Закона о пенсиях не исключалась возможность дальнейшего совершенствования механизма исчисления пенсий, было бы целесообразно по мере изучения практики его действия вносить в него коррективы. Главное же, на мой взгляд, состоит в том, чтобы Госкомтрудом СССР был разработан механизм автоматического повышения размеров пенсии до уровня прожиточного минимума, ниже которого она ни при каких условиях не должна назначаться.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно