Американская некоммерческая организация "Комитет по демографическому кризису" на основе официальной статистики, результатов анкетных опросов и экспертных оценок провела исследование качества жизни в 100 крупнейших городах (городских агломерациях) мира.
Качество жизни оценивалось по 10-балльной шкале по следующим показателям: стоимость питания (доля семейных доходов, расходуемая на питание), жилищные условия (число жителей на одну комнату), качество жилья (доля домов и квартир с водопроводом и электричеством), связь (число телефонов на 100 жителей), образование (доля детей, обучающихся в школе). здравоохранение (детская смертность на 3000 живорожденных), общественная безопасность (число убийств в год на 100 тыс. жителей), тишина (уровень наружного шума), уличное движение (средняя скорость в километрах в час в часы пик), чистота воздуха.
Например, по показателю общественной безопасности 10 баллов присваивались городам с числом убийств менее 1,5 в год на 100 тыс. человек населения. Скажем, Москва и Ленинград с показателями соответственно 7,0 и 7,3 получили 5 баллов. Киев оказался гораздо более безопасным городом - показатель 2,4 и 8 баллов.
Самыми лучшими для жизни по всем показателям оказались Мельбурн (Австралия), Монреаль (Канада) и Сиэтл-Такома (США), набравшие в сумме по 86 баллов. Наихудшим было качество жизни в столице Нигерии Лагосе (19 баллов). Впечатляют результаты, которых добились японцы в трудных условиях концентрации огромных масс населения на небольших территориях. Их слабым местом остаются относительно небольшой средний размер жилплощади и высокий уровень шума. Старые города Западной Европы во многих отношениях хороши для жизни, но страдают от перегрузки транспортом, недостатка жилья и коммунальных услуг (особенно в Италии).
Читатели "АиФ", вероятно, будут удивлены относительно высокой оценкой, данной исследователями положению в Москве, Ленинграде, Киеве и Ташкенте. Трудно сказать, в какой мере это объясняется сознательным или бессознательным искажением, содержавшимся в исходных данных. Однако есть вполне объективные благоприятные показатели, которые нельзя сбрасывать со счетов. 100% жилищ в Москве, Ленинграде и Киеве обеспечены электричеством и водой, в Ташкенте - 95%. До этих цифр далеко Неаполю или Барселоне. Оказывается, что по телефонизации мы лишь ненамного отстаем от японских городов и идем впереди Сеула. Первые места наши города заняли по средней скорости городского движения. Правда, это объясняется сравнительно незначительным парком автомашин. Если бы авторы исследования включили в число показателей качества жизни, скажем, количество автомобилей в личном пользовании на 100 человек населения (а с точки зрения советского человека это вполне логично), то они получили бы для наших городов малоблагоприятный результат. Методология исследования такова, что важнейшие отрицательные стороны жизни в советских городах вовсе не рассматривались. Очевидно, общий рейтинг того же Киева значительно снизился бы, если в качестве критериев были бы выбраны показатели средней затраты времени на выстаивание в очередях или экспертная оценка качества и разнообразия продуктов питания.
Оценка производилась на основе данных 1989 г.