- Валентин, как вы сами оцениваете ситуацию, сложившуюся с вашим творчеством? Насколько мне известно, вас хорошо знают во многих салонах моды в Европе и Америке. Однако здесь, в Москве, вы до сих пор не имеете "своего" дома моды и создаете модели в помещении строительного треста — поскольку иного помещения нет...
- Если говорить о популярности за границей... Я всегда в своей работе исходил из того, что мода интернациональна, и ее язык должен быть везде одинаково ясен. И если вы показываете коллекцию моделей в центрах мировой моды — во Франции, США, Египте, Израиле или где-либо еще, - то вы должны должны выглядеть на высшем международном уровне.
Для меня очень важным было, например, то, что через семьдесят лет после знаменитых дягилевских салонов русской культуры я по сути первым из нашей страны выступил в Париже, со своей коллекцией в январе этого года. Там были известные критики, представители самых крупных газет, журналов, телекомпаний — Би-би-си, Си-эн-эн, "Вог", "Фигаро", "Пари-матч", "Нью-Йорк таймc". Это был самый строгий суд. Естественно там никому нет дела до того, есть ли у вас в стране ткань, туфли и чулки, чтобы одеть манекенщиц. И если прием там действительно был очень теплым, то это что-то значит.
- Но, ориентируясь только на такой уровень, вы подтверждаете мнение об "элитарности" вашего творчества...
- О моде везде говорят как об элитарном искусстве. И в то же время из элитарной рождается мода на каждый день. Если не будет новых идей, то люди всю жизнь будут носить одно и то же.
На Западе новые модели очень быстро запускаются в производство. Сейчас на западно-европейском и американском рынке мода меняется каждые полгода: это в несколько раз чаще, чем лет десять назад. Говорят даже, что мода — самый большой бизнес после торговли оружием.
Модельеры в СССР поставлены в совершенно особые условия. У нас, работая с модой, нужно быть не только дизайнером или художником — нужно еще иметь силы для "пробивания" своих идей в производство. Мне еще в чем-то повезло: удалось договориться о финансировании с базирующимся в Москве "Конверсбанком". Хотя он в первую очередь финансирует проекты, связанные с конверсией, в данном случае согласился мне помочь.
- Можно ли в будущем надеяться на то, что хотя бы некоторые ваши модели станут более "приземленными"? Ведь, например, другой известный нам модельер — Вячеслав Зайцев разработал такую чисто функциональную одежду, как униформа московской милиции.
— Некоторые модели я уже сейчас делаю необязательно "высшего класса". Есть, скажем, модели, предназначенные для домашнего праздника. Я делаю также модели по заказам Аэрофлота, других организаций.
— Ну а сможет ли в обозримом будущем простой человек купить хотя бы раз в жизни костюм или платье "от Юдашкина"?
— Я бы очень этого хотел, но пока ситуация очень непростая... Надеюсь, скоро сможем открыть небольшой магазин в отреставрированном Петровском пассаже в Москве. Возможно, будут магазины в Киевском районе столицы — там председатель райисполкома готов оказать содействие.