Опыт проведения выборов народных депутатов и референдумов РСФСР и СССР в последние два года показывает, что наряду с непреднамеренными ошибками иногда имеют место прямые подлоги и фальсификация результатов голосования.
Каким образом осуществлять контроль за проведением выборов?
Прежде всего, обеспечение строгого соблюдения законодательства о выборах возлагается на все избирательные комиссии. Общий надзор за законностью при проведении выборов осуществляют органы прокуратуры. В осуществлении контроля за соблюдением законодательства о выборах имеют право участвовать народные депутаты, представители трудовых коллективов, средств массовой информации, политических партий, профсоюзов, иных общественных организаций и массовых движений, собраний граждан по месту жительства.
Наблюдателям целесообразно присутствовать на избирательном участке от момента осмотра ящиков для голосования перед их опечатыванием и до подписания итогового протокола всеми членами участковой избирательной комиссии. При этом особое внимание необходимо обращать на то, чтобы:
- председатель комиссии объявил перед началом голосования, сколько бюллетеней получено и заверено участковой комиссией (нее данные целесообразно записывать в блокнот);
- все выдаваемые избирателям бюллетени были на обороте заверены подписями членов участковой комиссии или ее печатью;
каждому избирателю выдавался только один бюллетень;
- в кабинах для тайного голосования не было карандашей;
- члены комиссии отправлялись с переносным ящиком для выездного голосования только в присутствии наблюдателей и только при наличии письменных заявлений граждан, при этом количество получаемых ими бюллетеней должно соответствовать количеству поданных письменных заявлений;
- перед вскрытием ящиков для голосования были погашены неиспользованные бюллетени и составлен протокол об их погашении;
- подсчет бюллетеней из переносных ящиков осуществлялся отдельно (статья 33 Закона РСФСР "О референдуме РСФСР") и их количество было сверено с количеством письменных заявлений;
- при подсчете голосов не учитывались бюллетени, не заверенные на обороте участковой комиссией;
- итоговый протокол заполнялся и подписывался только чернилами или шариковой ручкой, а не карандашом.
В случае нарушения законодательства присутствующий при этом наблюдатель уведомляет председателя избирательной комиссии о нарушении. Он вправе обратиться в вышестоящую избирательную комиссию.
Народный депутат, обнаруживший нарушение, вправе потребовать от председателя комиссии немедленного устранения нарушения и, в случае отказа, составить протокол для привлечения к ответственности в соответствии с законодательством о статусе народных депутатов.
С. ШАХРАЙ, председатель Комитета Верховного Совета РСФСР по законодательству.