Из интервью с членом Совета Безопасности СССР Е. М. Примаковым.
- В связи с июльским совещанием "семерки" и в связи с тем, что предполагается участие в нем Президента СССР, вовсю мелькают у нас разные цифры, интригуют и завораживают людей. Называют размеры западной помощи Советскому Союзу: то 20 - 30 миллиардов долларов в год, то 100 миллиардов за пятилетие или даже, бери выше, - 250 миллиардов.
- 30 миллиардов - это предположение пошло от профессора Джеффри Сакса, из его статьи в "Вашингтон пост". 30 миллиардов ежегодно, в течение пяти-шести лет, в виде кредитов и безвозмездной помощи.
- То есть к этой цифре советская официальная позиция отношения не имеет?
- Не имеет. Как появилась цифра в 100 миллиардов? Михаил Сергеевич, выступая на пресс-конференции с Андреотти, сказал, что 100 миллиардов заплатило мировое сообщество за ликвидацию одного регионального конфликта - в районе Персидского залива. А успех перестройки? Разве эта игра не стоит свеч? 250 миллиардов долларов нам приписали после наших - с Щербаковым и Явлинским - встреч с руководством Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. Даже упоминания этой цифры не было ни с нашей, ни с другой стороны.
- О чем конкретно может идти или уже шла речь в Вашингтоне? Что - в плане вполне возможного - говорили вы Бушу, сидя напротив пего за столом?
- Я думаю, что как раз до встречи с нами и до встречи нас с его экономическими советниками создавалось такое впечатление, такое заблуждение, что мы хотим, в общем-то, не переходя к рынку, получить какие-то громадные суммы для того, чтобы выправить свое экономическое положение, а дальше пусть будет как будет.
А теперь он увидел, что подход новый заключается не в этом, а в согласованности, в синхронизации наших действий с предоставлением их поддержки, в том числе и финансовой, при нашем продвижении к рынку. В своего рода встречном движении.
Что это такое? Один из примеров. Вот мы должны переходить к конвертируемости рубля. Первая фаза - это внутренняя конвертируемость. С самого начала при этом нужно иметь стабилизационный фонд, который без валютной части невозможен. Стабилизационный фонд, чтобы не дать рублю катастрофически упасть в процессе введения конвертируемости. Теперь дальше. Вот либерализация цен. Мы отпускаем цены, "задерживая" только небольшую их часть на фиксированной, дотационной основе. И когда цены отпущены, они вначале начнут подниматься. В этих условиях одно дело, когда рынок наполнен товарами, и совсем другое, когда это предпринимается в абсолютно дефицитной экономике. Вот здесь нам нужна будет поддержка и помощь извне. Именно в этом месте, именно в этот момент, для страховочного наполнения рынка товарами. Если заглянуть дальше вперед, то, конечно, будут большие программы, которые должны привлечь главным образом иностранный частный капитал. Это программы в области конверсии, в области энергетики, транспорта, переработки сельскохозяйственной продукции. И так далее, И здесь действует обоюдная заинтересованность.
"Известия", N 134
Приводим таблицу, подготовленную по данным Международного валютного фонда и оценкам ВНИКИ МВЭС.
Основные показатели валютно-финансового положения СССР в 1986 - 1990 гг. и прогноз на 1991 г. (в млрд. долл., на конец периода)