Примерное время чтения: 4 минуты
160

З. Гамсахурдиа сделал последнее предупреждение оппозиции. Грузия: язык общий, позиции разные

В ночь с 24 на 25 сентября, когда президент Грузии Звиад Гамсахурдиа объявил о введении режима чрезвычайного положения, наш специальный корреспондент В. САВИЧЕВ встретился с лидерами оппозиции в здании телецентра, где расположен их штаб.

ТЕНГИЗ СИГУА, бывший премьер-министр Грузии.

- Господин Сигуа, одно из главных требований оппозиции - отставка Гамсахурдиа и упразднение института президентства вообще. Тем не менее вы сами еще совсем недавно ратовали за него...

- Это действительно так, но опыт прошедших месяцев показал, что Грузия, к сожалению, еще не готова к президентскому правлению. Для этого еще не сформированы необходимые демократические структуры: отсутствует свобода печати, не осуществлена земельная реформа, не развиваются процессы приватизации. В данных условиях институт президентства не оправдывает себя.

- Вы поняли это только сейчас?

- Нет, к этому выводу я пришел еще месяца два-три назад.

- Что вы предлагаете взамен президентства?

- Парламентское правление.

- Как вы оцениваете сегодняшнее состояние экономики Грузии?

- Как тяжелейшее. И в этом также вина президента. Его волюнтаризм в принятии экономических решений привел Грузию по существу к банкротству.

Весенней самоблокадой он хотел добиться вывода советских войск с территории Грузии, хотя изначально было ясно, что этим ничего от Центра добиться не удастся. В результате Грузия, имея с прошлого года дефицит госбюджета в 1 млрд. руб., потеряла еще 400 млн. только за один месяц. За май и июнь потери возросли и на этот момент составляют уже более 1 млрд. руб.

ЛАНА ГОГОБЕРИДЗЕ, известный кинорежиссер.

- Вы называете Гамсахурдиа диктатором, тем не менее большинство в народе поддерживает его, а не вас...

- Есть часть населения, которая искренне поддерживает президента, принимая его как символ борьбы за независимость и свободу. Другая, довольно многочисленная часть - это люди, которые, следуя традициям коммунистического тоталитарного режима, всегда стоят на стороне правительства, которое стоит у власти. Этих людей особенно трудно убедить, тем более не имея выходов в телеэфир.

ГЕОРГИЙ ХОШТАРИЯ, бывший министр иностранных дел Грузии.

- Ваше мнение о состоянии внешней политики, проводимой президентом...

- Ее просто нет, он начисто проиграл ее.

- Вы ведь до этого хорошо знали и поддерживали Гамсахурдиа. Неужели вы не могли понять, на что способен этот человек?

- Таких действий и поступков от Гамсахурдиа не ожидали даже его противники, а не только сторонники. Сейчас он абсолютно вышел из равновесия и, я думаю, может предпринять самые безумные шаги. Гамсахурдиа непредсказуем.

ШОТА КИТОВАНИ, 80-летний отец полковника Тенгиза Китовани - бывшего командующего Грузинской национальной гвардии (отрывок из открытого письма к сыну и общественности).

"...В эти дни я испытываю ужасные страдания. Страдаю, когда вижу, что пришедшая в борьбе к порогу независимости моя страна вновь взбудоражена. Именно поэтому желаю поделиться мыслями со всеми обиженными, с вами, кто не сработался с Гамсахурдиа.

Господин Звиад освободил вас от должностей без всякого согласования с вами, и это весьма прискорбно. Есть все основания предъявить претензии и оспорить эти действия. Но я глубоко убежден, что ни ты, ни Сигуа не испытываете личной обиды по отношению к Звиаду. Я помню, как вы собирались у нас в доме, как клялись ему в верности.

Сын мой, Тенгиз. В поиске путей освобождения есть различные мнения. Но в то же время у вас у всех одна боль - независимость и свобода Грузии. Вы обвиняете Гамсахурдиа в том, что он якобы выполнял распоряжения ГКЧП. Даже если это и так, то делал он это потому, что хотел сохранить то немногое, что было достигнуто при вашей же поддержке, чтобы обезопасить Грузию от страшной военной агрессии...

Вашего примирения, сын мой, ждет весь народ, вся Грузия".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно