На вопросы "АиФ" отвечает американский журналист, руководитель бюро журнала "Тайм" в Москве Джон КОХАН.
- Г-н Кохан, скажите, каким вы представляли нынешний март в октябре или ноябре?
- Ситуация у вас гораздо более спокойная, чем можно было представить в конце прошлого года. Я, правда, не верил в попытку нового переворота. Однако тогда можно было предположить, что будут какие-то столкновения на улицах, что может случиться что-то вроде тех мятежей на Тамбовщине или в Кронштадте, которые были после 17-го года. Но ничего не произошло. Сейчас я с огромным интересом наблюдаю развитие уличной торговли.
Это, по-моему, очень важно, поскольку многие проблемы экономической реформы связаны с психологией людей. Все- таки за десятилетия советской власти очень прочно укоренилась вера в то, что государство что-то обязано предоставить своим гражданам: дескать, давайте встанем в очередь - и у нас что-то будет. А сейчас начиняется какая-то стихийная экономическая жизнь. Я видел, как на праздник люди покупали у торговцев водку или шампанское, выбирая, где продают "по сто", а где "по сто сорок". Это значит, что уже начинают приниматься стихийные, примитивные экономические решения.
Может быть, это пока и не рынок, а базар, но это уже начало. Ведь нельзя только принимать решения "наверху". Нужно, чтобы было встречное движение "снизу".
И как вы в такой ситуации оцениваете действия тех, кто "наверху"? Я имею в виду российское правительство.
- Они правы в том, что надо проводить очень твердую линию. Но не знаю, может быть, слишком спешат. Наверно, нужно больше внимания уделять приватизации.
Но в любом случае не надо держаться за "идею-фикс" о том, будто вся реформа зависит от тех людей, которые сидят в "Белом доме". По-настоящему ее успех зависит от тех людей, которые стоят на улицах и торгуют, от тех, которые хотят создать малые предприятия или открыть собственные магазины. Правительство не должно слишком сильно вмешиваться в экономическую жизнь. Оно должно быть вроде ГАИ, которая регулирует уличное движение, стремится не допускать аварий и помогать водителям в сложной ситуации.
- Какие достижения реформы на сегодня вам представляются наиболее важными?
- Важно то, что произошло разрушение старых мифов о том, как должно функционировать общество, в том числе о коллективизме, который никогда не был настоящим коллективизмом. Люди начинают принимать решения, ориентируясь на себя. Они заинтересованы в стабильности нового общества. Это не буржуазия, но что-то вроде "среднего класса". Ясно, что поддержка старой системы "уходит" с каждым днем.
- Ну а препятствия?..
- Надо более внимательно следить за теми социальными процессами, которые идут в обществе. Хорошо, что идет дифференциация. Я не знаю, нужно ли здесь говорить о классах: такие слова, как "классы", "классовая борьба", слишком резко звучат. Но нужна дифференциация между теми, кто готов работать, и теми, кто сидит бездельничает и ждет помощи.
Политическая мудрость состоит в том, чтобы отдать экономическую жизнь производственникам. Пусть экономическими вопросами занимаются менеджеры, а не чиновники.
Беседовал Б. СТАНИШНЕВ