"Ограбили!" Это слово есть в каждом из тысяч писем, авторы которых когда-то стали обладателями облигаций, целевых чеков и других ценных бумаг бывшего СССР. Государства, которому они дали взаймы, теперь нет. Кто же вернет долг? Ответить нашим читателям мы попросили начальника управления государственных ценных бумаг и финансовых рынков Минфина РФ Б. ЗЛАТКИС.
РОССИЯ приняла на себя все долги союзного правительства по отношению к населению. Но это обязательство не было подкреплено материальными возможностями. Поэтому сначала нам пришлось заморозить облигации трехпроцентного займа 1982 г. Но при этом за все время, что заем не обращался, начислялись проценты, причем не 3, как полагалось, а 15. С 1 октября владельцы облигаций этого займа могут либо сдать их и получить деньги, либо обменять на российский заем 1992 г.
В 1990 г. были выпущены такие ценные бумаги, как казначейские обязательства. Сейчас эти бумаги можно продать. На 40% проиндексирована стоимость самого обязательства и значительно - полученный за 1992 г. доход.
Самое трудное для нас - это целевой беспроцентный заем 1990 г. и целевые чеки северян. Чтобы компенсировать рост цен на сложную бытовую технику и автомобили, которые должны получать владельцы облигаций и чеков, нужна была колоссальная сумма. Кроме того, нет самих товаров. Вот почему судьба займа и чеков долгое время была неясной, Теперь Минфином (надеемся, правительство поддержит нашу позицию) принято решение по займу: желающие могут продать свои облигации государству по цене в 20 раз выше, чем покупали. То есть это примерно тот индекс цен, который сложился по товарам.
Тот, кто хочет все-таки получить нужную вещь, должен зарегистрировать в магазине свою облигацию, оставить открытку и ждать вызова, когда подойдет очередь.
Чтобы в течение 1993 г. государство рассчиталось с населением, мы делаем предоплату промышленности.
Вместо обещанных трехкамерных холодильников - к их выпуску у нас так и не приступили - будут выдавать двухкамерные. Мы не выпускаем компьютеры, очень мало мини-тракторов и видеомагнитофонов. Поэтому, чтобы погасить долг, придется частично брать технику совместного производства или закупать за рубежом.
В общем, проблема компенсации решается. А вот за товарами будет очередь. И даже облигации участников войны - их, кстати, очень много - мы в этом году все погасить не сможем.
Что касается автомобилей, то там прямо на облигации, как и на целевом чеке, написано, что покупатель доплачивает до полной розничной цены. Но поскольку цены изменились очень резко, я думаю, что какая-то сумма владельцам облигаций на автомобили будет компенсирована.
Сейчас под окнами Минфина почти ежедневно собирается толпа с плакатами типа "Ельцин, верни наши машины!". Это владельцы целевых, так называемых "бамовских" чеков на автомобили. Сейчас очередников 1991-92 гг. около 170 тыс. У нас такого количества автомобилей в рознице никогда в жизни не было. А сейчас еще российские заводы работают с перебоями. К этому нужно добавить 10 тыс. "Таврий" и 9 тыс. "Запорожцев", которых мы вообще не получаем. Поэтому в торговле скопилась очередь. Но уже сейчас машины довольно высокими темпами поступают в продажу. Однако кто не хочет ждать, может получить компенсацию в размере полной стоимости автомобиля.
Особая ситуация с теми, кто живет вне России. Все они стояли на очереди по месту жительства, и, по данным торговли, все машины в 1991 г. им были поставлены. Другое дело, что на месте машины "уплыли".
Сейчас Россия выплачивает компенсацию тем нероссиянам, кто не получил автомобиль. В Москве это делают 5 учреждений Сбербанка. Выплаты можно получить также в Якутии или на трассе БАМа. Но фондов на автомобили для них у нас нет.
Кстати, "автомобильный" вопрос рассматривал Конституционный суд РФ. И принял решение: если человек не получил машину в 1991 г. по вине торговли, то она и должна оплатить разницу в ценах. Несколько таких процессов торговля уже проиграла.