Ныне, когда казна России практически пуста, а ее долг Западу составляет, по оценкам, от 75 до 81 млрд. долл., все более активными становятся попытки российского правительства вернуть средства, которые бывший СССР предоставлял в свое время другим государствам. Общая сумма долга, который практически полностью падает на развивающиеся государства, составляет примерно 50 млрд. долл. Не последнее место среди них занимают арабские страны, задолжавшие нам от 25 до 30 млрд. долл.
НО ПОЛУЧИТЬ эти деньги назад не так-то просто, потому что в свое время СССР предоставлял кредиты развивающимся странам не на обычных и привычных всем коммерческих условиях, а фактически платил определенную сумму какому- либо режиму за "верность делу строительства социализма во всем мире", но платил оригинально: в виде поставок оружия.
В прошлом СССР обычно не требовал возврата долгов, довольствуясь ростом своего политического влияния. Иногда перспектива получить свои средства назад была вообще призрачной. Ну как, например, можно было их спрашивать с Мозамбика или Анголы, где много лет шла гражданская война, или с нищего Сомали, разоряемого "прогрессивным" диктатором С. Барре?
Иное дело - Ирак и Ливия. Они исправно платили полновесными долларами или нефтью. Но и эти страны надорвались. Ирак слишком долго (8 лет) воевал с Ираном, а Ливия не выдержала сомнительных социально-экономических экспериментов ее лидера М. Каддафи и оплаты деятельности международных экстремистских организаций. В конечном итоге оба богатых нефтеэкспортера вместе оказались должны СССР, по разным оценкам, от 7 до 14 млрд. долл.
Оценки же эти различны, поскольку у МИД и МВЭС России разные системы подсчета и эти ведомства никак не могут между собой договориться. Естественно, это затрудняет положение России, взявшей на себя управление долгами бывшего СССР, тем более что она сумела испортить отношения с обеими странами, в одном случае присоединившись к антииракской коалиции во время кризиса в Персидском заливе, в другом - поддержав санкции ООН, наложенные на Ливию за отказ выдать двух террористов, взорвавших американский гражданский самолет.
В ответ Ирак и Ливия "встали в позу" и не признают Россию наследницей СССР, требуя представить доказательства российских притязаний на советские кредиты. Вдобавок дело осложнили некоторые ныне суверенные республики бывшего СССР, требуя возврата части этих средств непосредственно им, но отказываясь при этом участвовать в погашении советских долгов Западу. Пытаясь получить свою долю арабских долгов, Украина, Азербайджан и Грузия вели с Ираком и Ливией сепаратные переговоры. Тем самым они вольно или невольно укрепляют иракскую и ливийскую позиции в споре о долгах.
Ну а "когда в товарищах согласья нет", то и результат легко предсказуем - денег нет и не будет. Ни у России, ни у других республик бывшего СССР. Конечно, можно еще и еще устраивать слушания в Верховном Совете, превращая их в очередную перепалку между "демократами" и "патриотами", или делать вид, что мы-де меняем наш жесткий подход к Ираку и Ливии.
А МОЖЕТ быть, лучше и нам "встать в позу" и продать хотя бы часть обязательств наших должников какой-нибудь западной фирме, специализирующейся на отъеме денег у государств-должников? А потом посмотреть на реакцию тех же иракских и ливийских руководителей, которые, кажется, больше всего опасаются попасть в зависимость от "сионистского капитала и американского империализма", заправляющих, как они считают, на мировом рынке ценных бумаг. Не лишним стало бы и обращение в ООН с предложением компенсировать убытки из-за фактического разрыва, в свое время по требованию Совета Безопасности ООН, экономических связей с теми же Ираком и Ливией.
Словом, пора принять хоть какие-то меры для получения старых долгов, с тем чтобы вернуть российскому налогоплательщику его деньги, когда-то без всякого спроса взятые из его кармана с целью поддержки сомнительных революционеров.
В. ИСАЕВ, зав. сектором Института востоковедения РАН