Как повысить ее стимулирующую роль
Буржуазная пропаганда, стремящаяся всячески очернить, наш строй, усиленно муссирует тезис о том, что в СССР якобы отсутствуют стимулы к труду. Как обстоят дела в действительности и что делается для совершенствования системы оплаты труда в стране, рассказывает доктор экономических наук, начальник отдела Госкомтруда СССР Л. КУНЕЛЬСКИЙ.
РЕШАТЬ социальные и экономические проблемы с помощью заработной платы можно не только поднимая ее уровень, но и совершенствуя механизм организации.
Важнейшая задача в области организации заработной платы состоит сейчас в том, чтобы усилить ее воздействие на показатели работы и в первую очередь на темпы повышения производительности труда, экономию материальных и сырьевых ресурсов, улучшение качественных показателей.
Рассматривая объективные экономические и социальные предпосылки повышения размеров средней заработной платы, необходимо отметить такой важный фактор, как существенное уменьшение прироста трудовых ресурсов и численности рабочих и служащих в предстоящие годы. Тем самым в общем приросте фонда заработной платы увеличивается доля средств (в проц.), направляемых на повышение ее средних размеров (см. табл. 1).
Табл. 1
В этой связи обращается внимание на более обоснованные, экономически и социально оправданные соотношения между темпами прироста производительности труда, повышением средней заработной платы и общей суммой реальных доходов на душу населения.
В одиннадцатой пятилетке планируется примерно 1на 1/3 ускорить темпы роста производительности труда в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве. В целом же производительность общественного труда повысится на 18 проц., что позволит сэкономить, по расчетам, труд примерно 17 млн. работников в год против 15 млн. в десятой пятилетке, поднять среднемесячную зарплату рабочих и служащих на 14,5 проц., а реальные доходы в расчете на душу населения - на 16,5 проц. В результате на 1 проц. прироста производительности общественного труда приходится (в проц.) следующий прирост других показателей (см. табл. 2).
Табл. 2.
Следует учесть: каждый процент увеличения реальных доходов в текущей пятилетке будет практически означать, что семьи трудящихся получат различного рода материальных благ и услуг в 5,8 раза больше, чем в довоенные годы. Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в народном хозяйстве должна возрасти с 168,9 руб. в 1980 г. до 193 руб. в 1985 г. Следовательно, в последнем году текущей пятилетки каждый рабочий и служащий получит доходов по труду в среднем на 294 руб. больше по сравнению с 1980 г.
Для решения экономических и социальных задач предстоящих лет взят курс на дифференцированный прирост заработной платы по категориям работников, отраслям и районам страны. Например, если в 1965 г. в расчете на члена семьи доходы колхозников составляли 75 проц. от доходов рабочих и служащих, то в 1980 г. - 89 проц. В одиннадцатой пятилетке намечается еще большее сближение доходов этих двух групп населения. С помощью дифференцированного роста заработной платы будет также сближен уровень жизни различных категорий работников и в разных регионах страны.
Основа увеличения заработной платы трудящихся, в том числе низкооплачиваемых работников, - возрастание их трудового вклада, сокращение доли ручного малоквалифицированного труда, повышение квалификации и достижение более высоких производственных результатов. Заработная плата во всех случаях должна быть заработанной.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Повышение эффективности заработной платы во многом предопределяется улучшением системы планирования средств на оплату труда и последовательным совершенствованием организации заработной платы.
Повышение уровня планирования связано с внедрением и систематическим улучшением нормативного метода определения средств на оплату труда. Начиная с плана 1981 г. такой метод применялся в 18, а в 1982 г. - в 22 промышленных министерствах. При нормативном методе фонд заработной платы находится в прямой зависимости от увеличения объема производства и повышения его эффективности.
Результативность указанного метода планирования зависит от того, насколько в размерах нормативов отражается применение прогрессивных технически обоснованных норм, насколько учтены задания по снижению трудоемкости продукции и специфика производства в отрасли. Например, с учетом трудоемкости и условий выполняемых работ норматив затрат заработной платы на рубль продукции в угольной промышленности существенно выше, чем в отраслях машиностроения; в лесобумажной промышленности он значительно выше, чем в химической и нефтехимической промышленности, и т. п.
Трудно переоценить значение централизованно осуществляемых общегосударственных мероприятий в области роста народного благосостояния. На них расходуются значительные средства из государственного бюджета: за 60-е годы - 16,5 млрд. руб., за 70-е годы - 32, на одиннадцатую пятилетку (план) - 16 млрд. руб., в том числе на мероприятия по повышению и совершенствованию заработной платы - соответственно 12,8; 22,5 и примерно 10 млрд. руб.
Наиболее крупным мероприятием, проводимым в предстоящие годы, будет постепенное повышение минимальных размеров заработной платы до 80 руб. в месяц, ставок и окладов рабочих и служащих в первую очередь в производственных отраслях народного хозяйства. Введение новых условий оплаты труда позволит усилить стимулирующую роль заработной платы в повышении квалификации работников. Появляется возможность обеспечить дополнительные преимущества в оплате для занятых на участках с неблагоприятными условиями труда и на интенсивных работах, обеспечить более правильные межотраслевые и районные различия в оплате. Создаются предпосылки для: повышения качества нормирования труда, что прямо и непосредственно влияет на рост его производительности. Наконец, улучшение тарифной системы позволяет применять более обоснованные и действенные системы премирования, увязать премии с результатами труда, не рассматривать их как механическую добавку к заработной плате. Особо следует отметить, что введение новых условий оплаты труда должно быть осуществлено на основе широкого использования внутренних ресурсов роста производительности труда, экономии рабочей силы и фонда заработной платы непосредственно самих предприятий, объединений и отраслей.
Уже в начале 1982 г. новые условия оплаты введены для работников угольной промышленности и шахтного строительства в таких крупнейших бассейнах, как Донецкий, Кузнецкий, Карагандинский, Экибастузский, Печорский. Здесь существенно повышены размеры тарифных ставок и окладов. Например, у рабочих на подземных работах в среднем на 27 проц., на открытых горных работах - на 23 - 24, на остальных работах - на 18 - 20 проц. Наряду с этим улучшается состояние организации и нормирования труда, внедряются агрегатные нормы выработки, повышается заинтересованность работников в более полном использовании горной техники при меньшей численности персонала, стимулируется принятие и выполнение напряженных плановых заданий и т. п.
Одно из ведущих направлений совершенствования заработной платы - ее районное регулирование. Как отмечалось на XXVI съезде КПСС, "люди до сих пор зачастую предпочитают ехать с севера на юг и с востока на запад, хотя рациональное размещение производительных сил требует движения в обратных направлениях". Сложившееся положение во многом вызвано социальными различиями, для выравнивания которых в разных регионах страны, наряду с оплатой по труду, важно интенсивнее развивать жилищное, социально-культурное и бытовое строительство. Однако важнейший стимул в обеспечении необходимыми кадрами предприятий и строек - районные коэффициенты и надбавки за стаж работы. При прочих равных условиях они позволяют увеличить заработную плату рабочих и служащих от 15 до 100 проц. по сравнению с центральными, южными и западными районами страны. С учетом намеченных на одиннадцатую пятилетку и ранее проведенных мероприятий будут введены районные коэффициенты для всех рабочих и служащих на севере и востоке страны, включая Урал и часть Казахстана.
СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ ДЕНЕЖНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ ПО ОТРАСЛЯМ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (руб.)
Эффективным средством создания стабильных трудовых коллективов на востоке и севере СССР служат надбавки, связанные со стажем работы в объединении, на предприятии, в организации. Такие надбавки в первую очередь были введены в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, затем на Европейском Севере, а в одиннадцатой пятилетке планируется установить их в южных районах Дальнего Востока и Восточной Сибири. При этом повышается заинтересованность в длительной и добросовестной работе не только в данном районе, но и на данном предприятии, в организации.
Преимущества в размерах коэффициента в большинстве случаев установлены сознательно, с учетом народнохозяйственного значения тех или иных объектов. Речь, например, идет о преимуществах, которые введены для строителей БАМа, эксплуатационников месторождений Тюменского нефтяного комплекса, Южно-Якутского угольного бассейна и т. д.
Принимаются также определенные меры для повышения коэффициента сменности работы. Например, увеличиваются размеры дополнительной оплаты за работу в ночное время. В одиннадцатой пятилетке предусматриваются новые шаги в этом направлении. Особенно эффективна, как показывает практика, повышенная дополнительная оплата за работу ночью в сочетании с бесплатным питанием и другими льготами. По-видимому, в перспективе потребуются новые меры в этой области.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМ И СИСТЕМ ОПЛАТЫ
Если ранее нормирование применялось в основном для рабочих- сдельщиков, то в настоящее время и труд работников, находящихся на повременной оплате, все больше охватывается соответствующим образом разработанными нормами и нормативами труда с учетом специфики выполняемых ими работ. С другой стороны, если прежде премирование охватывало главным образом работников с повременной оплатой труда, то в девятой и десятой пятилетках оно широко распространилось и на сдельщиков. Сейчас в промышленности из каждых 100 рабочих-сдельщиков или повременщиков более 90 находится на премиальной системе оплаты.
Начиная с 1982 г. расширяется премирование рабочих, мастеров, технологов, конструкторов и других специалистов за экономию материальных ресурсов против установленных норм расхода. При этом размеры премии ставятся в прямую зависимость от суммы фактически полученной экономии.
Применение других видов выплат, носящих поощрительный характер, разного рода доплат и надбавок уже поставлено в зависимость от получаемого эффекта. Так, надбавки к тарифным ставкам и должностным окладам за высокую квалификацию, профессиональное мастерство, а также за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, выполнение установленного объема работ при меньшей численности персонала начисляются за счет экономии установленного фонда зарплаты.
Для стимулирования напряженного труда используется также дифференцированная система расценок. Чтобы, например, усилить заинтересованность рабочих в развитии многостаночного (многоагрегатного) обслуживания, сдельные расценки могут сохраняться в ряде случаев даже в неизменных размерах при переходе на обслуживание станков и машин сверх отраслевых норм.
В машиностроении и металлообработке, в других отраслях на работах по прогрессивным, технически обоснованным нормам все шире применяются повышенные на 20 проц. расценки.
Качество нормирования труда во многом зависит от своевременного и обоснованного пересмотра норм. При этом применяется специальная система дополнительной платы или единовременных вознаграждений для работников, у которых пересматриваются нормы. Источником этих выплат является часть экономии, полученной от снижения трудоемкости при пересмотре норм.
Большую роль в повышении эффективности и качества работы, как показывает опыт "Уралмашзавода", Новокраматорского машиностроительного завода, Калужского турбинного завода, новосибирских, красноярских и многих других объединений и предприятий, играют бригадные формы организации и стимулирования труда.
Причем речь идет не о механическом объединении рабочих в бригады, а о действенном и всестороннем использовании возможностей повышения эффективности труда на базе его коллективной организации и оплаты. Распределение общего заработка во многих бригадах осуществляется в зависимости от коэффициента трудового участия (КТУ), который всесторонне учитывает вклад каждого в общие показатели, в том числе - совмещение профессий, обучение отстающих.
В одиннадцатой пятилетке, которая характеризуется освоением интенсивных путей хозяйствования, пройдут проверку многие начинания в области совершенствования управления заработной платой. На этой основе будет планироваться система управления ею и на последующие пятилетки.
СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ ЗАРПЛАТА РАБОЧИХ В ПРОЦЕНТНОМ ОТНОШЕНИИ К ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ ИНЖЕНЕРНО- ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ.