Примерное время чтения: 6 минут
102

ДОМЫСЛЫ И ФАКТЫ. Путевые заметки для "своего круга"

МАРК ВУД, корреспондент агентства Рейтер, в прошлом году посетил Казахстан с группой иностранных журналистов.

Побывав в Алма-Ате, Джамбуле, Чимкенте, он, как всякий гость, пользовался традиционным казахским гостеприимством. М. Вуд видел, он не мог не видеть поистине космического взлета казахского народа, который за годы Советской власти совершил чудеса в социальном, экономическом и духовном развитии. Действительно, Казахстан сегодня - это гигантская многоотраслевая индустрия, развитое сельское хозяйство, передовая наука и культура. Его промышленное лицо определяется современными заводами, комбинатами, фабриками с уникальным оборудованием, рудниками и угольными разрезами, мощными электростанциями, нефтепроводами и т. п.

Расцвела национальная культура и просвещенность казахского народа. Если раньше не было здесь высшей школы, то ныне в Казахстане 55 высших и 231 среднее специальное учебное заведение. В высшей школе обучается более 251 тыс. студентов, в средних специальных заведениях - более 260 тыс. учащихся. Сегодня на каждые 10 тыс. жителей республики приходится 169 студентов.

Больших высот достигла многожанровая художественная литература, драматический театр, опера, изобразительное и музыкальное искусство. Имена выдающихся деятелей казахской культуры - М. Ауэзова. С. Муканова, Г. Мусрепова, К. Байсеитовой, Е. Серкебаева. Б. Тулегеновой и др. - известны не только в нашей стране, но и за рубежом.

Короче, современному казаху есть что рассказать и показать зарубежному гостю, нам есть чем гордиться. Мы знаем, что живем сегодня полнокровной жизнью в семье братских народов СССР и с большой надеждой и оптимизмом смотрим в свое будущее.

Однако М. Вуд не нашел в себе сил (и совести) хотя бы констатировать увиденное. Гость впал в уныние и принялся в своей публикации жалеть "благородного" казаха, который, оказывается, не ведает, что его ждет в недалеком будущем. В позе ясновидца, утомленного собственной мудростью, который, естественно, враз схватил и понял всю суть национальной жизни в СССР, он пишет: "Единственная реальная угроза для различных наций - это опасность полностью потерять свое национальное лицо".

Если верить Вуду, то казахи напрасно воодушевляются и гордятся своими успехами в области просвещения, социально-экономического развития, промышленности и сельского хозяйства, ибо все это неминуемо ведет к потере своего национального бытия, национальных традиций и культуры. При этом корреспонденту агентства Рейтер не нравится решительно все. Даже европейские костюмы, потому что носят их... казахи. Плохо, что они не живут в юртах и не передвигаются на верблюдах. Вот ведь как! Оказывается, казахи, активно пользуясь всеми достижениями современной науки, техники и культуры, разрушают свое национальное бытие.

Почему, собственно, такие архаические атрибуты нашей прежней жизни, как чапан, юрта, г-н Вуд рассматривает как основополагающие национальные особенности казахского народа?

Стоит только задаться подобным вопросом, как сразу обнаружится полная несостоятельность самого способа размышлений Вуда и его дремучее колониалистское высокомерие. Отсюда и слезы, которыми Вуд оплакивает канувший в Лету старый быт казахов, который - будь он налицо - конечно же, льстил бы самолюбию Вуда, ласкал его сознание собственной "цивилизованности" - на контрасте с непроходимой отсталостью, бедностью и ущербностью азиатского существования. "На селе, - пишет с сожалением он, - единственным напоминанием о кочевых племенах, которые некогда бродили по степям и пустыням, являются верблюды, содержащиеся в крытых помещениях".

Не оплакивайте отсутствия верблюдов в аэропортах, у театров, г-н Вуд. Все-таки им гораздо лучше на высокомеханизированных животноводческих фермах.

Мы не стоим на месте, не замыкаемся в своем национальном прошлом, не превращаем свою республику в экзотический уголок, куда будут приезжать "господа вуды", чтобы потешить свою национальную гордость. Мы смело приобщаемся к великой мировой культуре. Мы переводим на свой родной язык шедевры Шекспира, Гете, Бальзака, Голсуорси, ибо без этого не понимаем своего национального развития. Кстати, странно, что г-н Вуд распространяет свою "великолепную" национальную теорию только на советские нации. А почему бы не применить ее к себе? В" добрый путь, г-н Вуд! Современные англичане, наряженные в пастушеские одежды, поистине живописно смотрелись бы в современных офисах, научных центрах. Не нравится? Понятное дело. Зачем же нам это предлагать? А все объясняется просто. Вы не хотите, не желаете признавать наши достижения. И в результате не нашли ничего более убедительного, как оклеветать наше развитие "процессом русификации".

Серьезные основания? Неопровержимые доказательства? Да откуда! Достаточно надергать мелочей, перетасовать их, будто в карточной игре, и - готово. Заметил, скажем. М. Вуд, что уличные знаки и вывески в городах Казахстана сделаны на русском языке, в магазинах и на рынках говорят тоже преимущественно по-русски, и вывод готов - степень русификации жизни народов СССР возрастает. Факты более глубокого характера не под силу зрительным способностям М. Вуда. Он не видит того, что Казахстан является многонациональной республикой и что здесь, как и в других республиках Советского Союза, совершенно естественна роль русского языка как языка межнационального общения. Благодаря русскому языку представители многих национальностей не только общаются между собой, но имеют возможность приобщаться к сокровищницам русской и мировой культуры. А наши идеологические противники кричат о русификации национальной жизни в республиках. Или, наоборот, вцепившись в расцвет национального языка, национальной культуры в условиях развитого социализма, трубят всему миру о том, что в СССР процветает национализм.

Их устроило бы и то и другое. Но ни того, ни другого в советской действительности нет. А деньги заплатят и за русификацию и за национализм. Тем, кто платит, все равно, лишь бы слово об СССР было погрязнее.

И М. Вуд это знает!

Ж. АБДИЛЬДИН, директор Института философии и права, академик АН Казахской ССР.

(Газета "Казахстанская правда")

ОТ РЕДАКЦИИ

Личность г-на М. Вуда вряд ли смогла бы привлечь к себе хоть какое-то внимание как со стороны известного казахского ученого, так и с нашей, если бы высказывания корреспондента агентства Рейтер не были бы столь типичны для большинства буржуазных пропагандистов. Пользуясь нечистоплотными приемами из арсенала "холодной войны", они на все лады искажают нашу действительность. "Заметки" г-на Вуда - один из образчиков такого рода искажений.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно