С какой целью в конце прошлого года в системе МВД были созданы политорганы?
Ю. Решетняк, Подольск, Московская обл.
На Ваш вопрос отвечает заместитель начальника Политуправления МВД СССР В. Н. ШАШКОВ.
РЕШАЯ ПРОГРАММНЫЕ задачи дальнейшего совершенствования общества развитого социализма, формирования нового человека, Коммунистическая партия уделяет неослабное внимание вопросам укрепления общественной дисциплины и социалистической законности. Июньский (1983 г.) и внеочередной февральский (1984 г.) Пленумы ЦК КПСС вновь указали на необходимость дальнейшего усиления работы по укреплению дисциплины, повышению организованности и строгому соблюдению советских законов.
Как известно, задачи обеспечения образцового общественного порядка, охраны социалистической собственности, законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждении партией и государством возложены на правоохранительные органы, и прежде всего на милицию. Решая эти задачи, органы внутренних дел постоянно совершенствуют свою деятельность.
За последнее время расширились и окрепли связи милиции с трудовыми коллективами, общественными организациями и добровольными формированиями трудящихся, участвующими в охране правопорядка. (Об их деятельности читайте на с. 6.) Органы внутренних дел постоянно пополняются новыми кадрами которые направляются на службу по рекомендациям партийных, комсомольских организаций и коллективов трудящихся. Сотрудники милиции стали более ответственно относиться к исполнению служебных обязанностей.
Вместе с тем нельзя не видеть, что в работе органов внутренних дел имеются еще и существенные недостатки. Не изжиты случаи нарушений дисциплины и социалистической законности, встречаются факты неуважительного отношения к гражданам. В некоторых городах и районах страны слабо ведется борьба за предупреждение и пресечение правонарушений. Не каждое преступление своевременно расследуется и раскрывается. Поэтому советские люди вправе ожидать и требовать от органов внутренних дел большей организованности, большей активности и наступательности и борьбе с преступностью.
Безусловно, деятельность органов внутренних дел носит разнообразный, многоплановый характер, а задачи, стоящие перед ними, сложны и ответственны. Успешно решать эти задачи могут только идейно закаленные люди, чьи профессиональные знания умело сочетаются с гражданским мужеством, справедливостью и добросовестностью. А все это не приходит само собой. Высокие идейно-нравственные качества должны постоянно воспитываться, в том числе и в процессе практической деятельности.
Политико-воспитательная работа с личным составом милиции проводилась и раньше. Однако в условиях всевозрастающей нетерпимости общества развитого социализма к лицам, не желающим жить по его законам и встающим на путь их прямого нарушения, растет и требовательность к деятельности органов внутренних дел. А повышение эффективности их работы требует дальнейшего улучшения идейно- политического и нравственного воспитания личного состава, укрепления его политико-морального. состояния, а стало быть, повышения боевитости партийных и комсомольских организаций, усиления их влияния на выполнение служебных задач.
Организацию и руководство такой работой в органах внутренних дел Центральный Комитет КПСС возложил на политические органы, которые в конце 1983 г. были созданы в системе МВД СССР. В утвержденном ЦК КПСС положении о политорганах закреплены их организационная структура и полномочия, определены принципы руководства их деятельностью со стороны республиканских и местных партийных органов, пути повышения роли партийных организаций, работающих во всех звеньях системы Министерства внутренних дел.
Политорганы обязаны твердо и неуклонно проводить в жизнь требования партии об улучшении деятельности органов внутренних дел, о воспитании сотрудников милиции в духе беззаветной преданности Родине, верности советскому народу, строжайшего соблюдения законности, самоотверженности, честности и бескомпромиссности в выполнении служебного долга по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Политотделы созданы во всех министерствах внутренних дел союзных, автономных республик, управлениях внутренних дол краевых, областных исполкомов, УВД на транспорте, а также в некоторых других подразделениях системы МВД СССР.
В городском и районном звене образованы политчасти или введены должности заместителей начальников отделов внутренних дел по политчасти.
Руководящим партийно-политическим органом для всех политотделов системы Министерства внутренних дел является Политическое управление. Свою руководящую роль оно осуществляет совместно с ЦК компартий союзных республик, крайкомами партии.
О своей деятельности Политическое управление отчитывается перед ЦК КПСС, а политорганы на местах - перед соответствующими ЦК компартий союзных республик, крайкомами, обкомами партии и Политуправлением МВД СССР.
Создание политорганов в системе МВД СССР завершено. Они повсеместно приступили к работе.
* * *
Приходилось слышать, что так называемый "порог бедности" в США не такой уж низкий, что он исчисляется сотнями долларов. Что вы можете сказать по этому поводу?
Н. Князев, Киев
"ЧЕРТА БЕДНОСТИ", или "порог бедности", - это показатель уровня доходов в расчете на семью из 4 человек с одним кормильцем и двумя детьми несовершеннолетнего возраста. Он используется официальной статистикой США и других капиталистических стран для определения неимущих слоев населения. Люди, имеющие доходы ниже "порога бедности", относятся к категории бедняков.
"Порог бедности" устанавливается правительством в зависимости от экономической конъюнктуры в стране. Как показывает практика, величина этого показателя постоянно растет. Однако это обстоятельство свидетельствует не о повышении благосостояния населения, а напротив - о снижении уровня его жизни.
Правительства капиталистических стран вынуждены поднимать "порог бедности", т. к. реальная заработная плата трудящихся и покупательная способность западных валют неуклонно уменьшаются. В США, например, за годы пребывания у власти администрации президента Рейгана число американцев, живущих за "чертой бедности", увеличилось на 5 млн. человек и достигло 35 миллионов.
В США "порог бедности" в настоящее время установлен на уровне 9862 долл. в год (почти 821,8 долл. в месяц) для семьи из 4 человек. Без сопоставления этой суммы с реальными ценами на товары и услуги в США она может показаться достаточно большой. Однако в условиях действующих в США цен доходы на уровне "порога бедности" и тем более ниже его - это жизнь в трущобах, пустота в желудке и слезы детей, для которых, как писал журнал "Ньюсуик", поход в кинотеатр оказывается большим праздником.
О справедливости этих слов можно судить по сообщениям той же американской печати, дающим наглядное представление о финансовых возможностях беднейших слоев населения США. Мало-мальски сносное питание обходится сегодня приблизительно в 600 долл. в месяц. Сносная двухкомнатная квартира в Вашингтоне стоит 500 долл. в месяц, а в Нью-Йорке - и того больше. Порядка 300 долл. в месяц или около того уходит на медицинское страхование. Оплата всевозможных налогов забирает примерно треть семейного бюджета. При этом надо еще оплачивать счета за свет, газ, телефон и прочие коммунальные услуги.
Если суммировать все эти возможные расходы, то легко убедиться, что полученная цифра значительно перекрывает доход американца на уровне "порога бедности". Как же, спросите вы, миллионы граждан США выходит из создавшегося положения?
Все, конечно, решают свои насущные проблемы по-разному. Большинство, однако, держится "на плаву" за счет исключительно жесткой экономии буквально во всем. Резко снижаются расходы на продукты питания. Из нормальных, по нашему представлению, квартир люди переезжают в гетто Гарлема или Бронкса. Многие американцы отказываются от медицинского страхования и стараются как можно реже наносить визиты врачу. Экономят на свете, газе и телефонных разговорах. Когда и это не помогает, начинается жизнь в долг, которая для многих заканчивается полной безысходностью, падением на самое дно так называемого "общества всеобщего изобилия".
* * *
Что из себя представляет система благотворительного бесплатного питания в США? Кто ее субсидирует и на кого она рассчитана?
А. Беляков, пропагандист, Москва
БЕСПЛАТНОЕ питание беднейшим слоям населения США предоставляемся по двум каналам: частными благотворительными организациями и федеральным правительством. Среди первых наиболее известна так называемая "Армия спасения", созданная еще в конце прошлого века. Она, как и другие ей подобные организации, существует исключительно на частные пожертвования.
Отделения "Армии спасения" действуют во многих крупных городах США. Добровольцы из числа ее членов и занимаются раздачей печально известных похлебок, за которыми простаивают длинные очереди обездоленных американцев.
Основные программы бесплатного питания в США финансируются федеральным правительством. Главным его "детищем" является программа продовольственных талонов. В 1983 финансовом году на ее осуществление было выделено 12 млрд. долларов. Цифра, на первый взгляд, значительная. Но давайте посмотрим, каково число реально нуждающихся в заокеанском обществе "всеобщего благоденствия". По мнению сенатора Э. Кеннеди, от голода в США страдают в первую очередь 35 млн. американцев, живущих за "чертой бедности", а также около 20 млн. человек, включающих "официально" безработных и тех, кто не зарегистрирован на биржах труда или занят на производстве неполный рабочий день.
Определить точное число американцев, которым буржуазное общество не дает возможности обеспечить себя нормальным питанием, достаточно трудно. Однако, по данным министерства труда США, 80 млн. граждан страны живут на доходы ниже так называемого достаточного уровня. На практике это, видимо, означает, что ни одному из них продовольственные талоны, мягко говоря, не повредили бы. Правомерность такого вывода подтверждают и исследования американских общественных организаций, подсчитавших, что одних только постоянно недоедающих в США 46,5 млн. человек.
Между тем, согласно официальной статистике, продовольственными талонами в США с той или иной степенью регулярности смогли воспользоваться всего лишь 22 млн. американцев.
В то же время, учитывая легковесность доллара и высокий уровень стоимости жизни, правительство вынуждено было формально разрешить получать продовольственные талоны и тем американцам, чей заработок в расчете на семью из 4 человек не превышал 1,5 тыс. долл. в месяц. Удивляться этой абстрактно большой цифре не следует, ведь, по данным американских экономистов, более или менее нормальный прожиточный минимум обеспечивает доход, приближающийся к 2,5 тыс. долл. в месяц для семьи из 4 человек.
При столь высоком индексе стоимости жизни и особенно продуктов питания продовольственные талоны (253 долл. в месяц для семьи из 4 человек) не могут решить проблемы питания для миллионов граждан США. Чашка кофе с бутербродом стоит в Нью-Йорке 1,5 долл.; обед в столовой далеко не первого разряда - 5 - 6 долл., а обед в среднем ресторане - 12 - 15 долларов. Между тем цена обеда для бедняков по продталонам равняется 46 - 48 центам.
Необходимо сказать и о следующем. Продовольственные талоны - это отнюдь не манна небесная для всех желающих. Чтобы получить их, человек должен пройти через длительную и унизительную процедуру проверки. Кстати, именно из-за ее оскорбительного характера некоторые американцы предпочитают влачить голодное или полуголодное существование, отказываясь от получения продовольственных талонов.
Многих из числа тех, кто все-таки получил их, в дальнейшем ждут малоприятные минуты. В магазинах обладателей продовольственных талонов обслуживают в последнюю очередь, пропуская вперед всех других покупателей. Зачастую им сбывают залежалый, недоброкачественный товар. Насмешки, презрительные взгляды, а порой и откровенная грубость - это тоже удел американцев, находящихся на федеральном довольствии. Так, американская пресса, например, писала о случаях откровенного издевательства со стороны властей штата Нью-Джерси над владельцами продовольственных талонов. Такие случаи, конечно же, не единичны.
Моральные издержки, которые приходится нести обладателям продовольственных талонов, трудно измерить. Но еще сложнее приходится тем, кто их лишен и кому они очень нужны. Об этом недвусмысленно говорилось в докладе специальной президентской комиссии, признавшей наличие проблемы голода в США. Поставленный перед фактом, президент Рейган лицемерно выразил свою озабоченность по поводу создавшегося положения и заявил, что данная проблема не имеет права на существование в такой богатой стране, как Америка. Сказано верно, а что сделано?
В течение последних двух лет под нажимом самого хозяина Белого дома ассигнования на продовольственные талоны и другие программы по обеспечению нуждающихся продуктами питания были сокращены на 8 млрд. долларов. В результате более 1 млн. американцев полностью лишились продовольственных талонов, а 20 млн. других стали получать их значительно реже и в меньшем количестве. В бюджете на 1983/84 финансовый год предусматривается сократить программу продовольственных талонов еще почти на миллиард долларов. Соответственно уменьшится и число тех обездоленных, которые смогут рассчитывать на "благотворительность" со стороны правительства миллионеров. В этой тенденции наглядно отражается суть политики нынешней вашингтонской администрации, стремящейся лишить миллионы американцев их неотъемлемых социальных нрав, завоеванных в нелегкой классовой борьбе.
Ответы подготовил В. ЕНИКЕЕВ.