Примерное время чтения: 6 минут
84

КУЛЬТУРА. В. Зайцев: МОДА ДЛЯ ВСЕХ, МОДА ДЛЯ КАЖДОГО

Более двадцати лет работает над созданием моделей одежды Вячеслав Зайцев. Коллекции, предложенные им, получили признание не только на Родине, но и за рубежом. Два года назад в Москве, на проспекте Мира, открылся Дом моды, художественным руководителем которого стал В. Зайцев. В беседе с корреспондентом Татьяной Оболтиной он рассказал о принципах своей работы.

КОРР: Вячеслав Михайлович, в зарубежной прессе Вашему творчеству уделяется много внимания. Однако определенные круги на Западе стремятся распространить мнение о том, что советским людям якобы чужды Ваши идеи. Пишут, что Зайцев работает 20 лет, а его модели никто не носит, что на просмотр Ваших коллекций приходят люди в вышедших из моды габардиновых пальто, люди, которым чужда Ваша эстетика, которые ничего не поймут и никогда это носить не будут!

ЗАЙЦЕВ: Пора ответить моим оппонентам на Западе. С самого начала моей работы они пытались представить дело так, будто красивая одежда не нужна советским людям, а мои коллекции - это только спектакль, феерия, не имеющая ничего общего с жизнью наших людей. В одной из передач "радиоголосов" прозвучал даже намек на то, что каждая демонстрация моделей интересна лишь тем, что в ней можно увидеть частицу той роскоши, красоты, которая присуща буржуазному обществу. Какая чушь!

Нелишне было бы, наверное, напомнить о том, что одними из первых постановлений Советской власти были и те, которые открывали абсолютно для каждого человека в нашей стране двери театров, музеев, библиотек. В этом проявилась гуманность нашего строя, забота Советского государства о приобщении каждого к ценностям искусства.

Моделирование одежды - это тоже искусство, цель которого - помочь человеку стать красивым, создать с помощью костюма собственный образ, подчеркнуть индивидуальность. Об этом я не устаю говорить студентам на лекциях, об этом всегда говорю в беседах с советскими и зарубежными журналистами. И когда приходится встречаться, мягко говоря, с недобросовестным изложением своих мыслей (а зачастую и просто с их искажением), это вызывает раздражение и разочарование.

Все эти годы, пока я работаю в индустрии моды, западные корреспонденты не раз пытались противопоставить мои взгляды эстетике нашего общества, изобразить меня чуть ли не диссидентом. Ничего не вышло! В Доме моды я работаю в непосредственном контакте с коллективом единомышленников, друзей. Наверное, именно это особенно и раздражает западных "доброжелателей": ведь действие разворачивается не по их сценарию! А фигура художника- одиночки, не понятого и отвергнутого обществом, так и остается надуманной, фальшивой.

КОРР: Кто Ваши заказчики?

ЗАЙЦЕВ: Любой человек может прийти к нам и заказать себе платье или костюм, пальто, куртку по имеющимся у нас образцам. Но обязательно, я подчеркиваю это - обязательно! - художник-модельер работает с заказчиком с первого знакомства и до выдачи готовой вещи. Учитывая особенности фигуры заказчика, его манеру поведения и даже профессию, мы предлагаем ему те или иные модели. Да, цены на наши изделия выше, чем в обычных ателье, и это понятно: у нас создается единственный, так называемый авторский экземпляр. Но все-таки число зрителей на наших показах все увеличивается, растет и количество заказчиков. Московский Дом моды был построен по наказам избирателей, и это, по- моему, убедительное доказательство того, что он нужен людям. Наш Дом не для элиты, это Дом для всех. Правда, оговорюсь - для всех, кто дорожит такими понятиями, как индивидуальность, своеобразие, нестандартность. Советские модельеры создают моду общества равных. Равных, но, подчеркиваю - не одинаковых. Воспитывать вкус, помочь человеку чувствовать себя "своим" в мире разнообразных направлений моды, эталонов, стилей, уметь подчинить моду собственному "я" - все это продолжает оставаться одной из главных наших задач.

КОРР: Как создаются Ваши модели?

ЗАЙЦЕВ: Я беру за основу народный костюм: рубахи, сарафаны, душегреи, ватники, тулупы. Традиции национальной одежды переосмысливаются, но остаются основополагающими. И мне кажется, будет справедливым сказать, что сейчас закладывается фундамент нового русского костюма советского периода, периода 80-х годов XX века. Конечно, буржуазным пропагандистам куда заманчивее приписывать нам только слепое копирование западной моды. Советской индустрией моды накоплен колоссальный опыт, в ней трудятся сотни талантливейших художников-модельеров, И именно наша мода, если хотите, может сегодня диктовать стиль.

КОРР: Здесь, наверное, было бы уместно напомнить, что не раз отдельные элементы, детали заимствовались из русского костюма и затем выдавались как открытие западной моды...

ЗАЙЦЕВ: Примеров тому - сколько угодно. Вспомните 50-е годы: Большой театр привез в Европу "Бориса Годунова" и другие русские оперы, и западная публика впервые увидела сапожки. Со сцены театра они "шагнули" в листы и картоны художников-модельеров, а затем и на прилавки магазинов. А наши сарафаны, а стеганые жилетики из ситца? Многие западные модельеры так и заявляют, что они черпают из нашей богатейшей "кладовой" свои идеи, наша эстетика становится для них эталоном.

КОРР: Как встречает советская публика Ваши модели одежды?

ЗАЙЦЕВ: Приходите к нам в зал, посмотрите в глаза люден во время демонстрации моделей Вы увидите, как это им интересно! Обратите внимание на тех, кто пришел с карандашом и бумагой. Что называется, "на ходу" они спешат зарисовать наши модели, схватить линию, наиболее интересную деталь отделки. Хочу подчеркнуть: наш Дом моды - не на привилегированном положении, мы не получаем каких- то необыкновенных тканей или фурнитуры. Только то, что есть в широкой продаже. Но вот из этого обыкновенного мы и стараемся создать вещи, единственные в своем роде. И после наших показов люди подходят к нам, благодарят, советуют что-то изменить, уточнить, усилить. Зрители проявляют творческую заинтересованность в нашем деле, становятся, если хотите, нашими единомышленниками. Особенно приятно, когда подходят пожилые женщины, те, кто годится нам в матери. Они вынесли на своих плечах все тяготы войны и послевоенной разрухи, им - молодым тогда - было не до роскошных туалетов, они растили нас, своих детей, они верили в то, что мы будем жить лучше, интереснее, красивее! Их добрые слова в адрес моих товарищей - лучшая награда! Ведь мы в долгу перед ними.

С юности я мечтал о том, чтобы люди на улице были одеты красиво, нестандартно, элегантно. И я счастлив тем, что созданные мной модели "вышли" на улицу, стали достоянием многих советских людей. Как важно, когда твоя работа нужна! Это служит стимулом к новым поискам.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно