ВСЯ ИСТОРИЯ советской науки убедительно показывает исключительно важную роль молодежи в становлении и развитии новых научных направлений, научных центров. Творческая энергия, знания, стремление к самостоятельности, поиску объективно ведут к тому, что молодежь устремляется в те отрасли науки, которые еще мало изучены, смело берется за неизведанное.
Вспомним: у истоков советского ракетостроения стояли еще совсем молодые тогда С. П. Королев, Ф. А. Цандер.
При непосредственном участии славной плеяды молодых ученых И. В. Курчатова, А. П. Александрова, Н. П. .Семенова зарождался ряд важнейших направлений современной науки в Ленинградском физико- техническом институте.
Определенное отставание в области генетики, молекулярной биологии было ликвидировано благодаря тому, что сюда своевременно была привлечена большая группа талантливых молодых ученых.
С активным участием молодежи связаны становление и стремительный прогресс таких областей науки и техники, как ядерная энергетика, лазерная техника и технология, микроэлектроника, квантовая электроника, аэрокосмическая техника, биотехнология.
Сегодня трудно назвать такую область науки и техники, в развитии которой молодежь не принимала бы самого непосредственного участия. Разработка актуальных научно-технических проблем, связанных с выполнением Продовольственной и Энергетической программ, развитие робототехники и вычислительной техники, создание и внедрение новых транспортных средств, новых препаратов и методов борьбы с болезнями и многие другие вопросы науки и техники находятся в центре внимания молодых ученых.
* 170 тыс. дипломных разработок и проектов студентов рекомендовано и внедрено в производство в минувшем году.
* 45 млн. РУБ. - таков экономический эффект разработок, выполненных в студенческих конструкторских бюро и внедренных в производство в 1983 году.
Очень важный элемент системы подготовки и формирования молодого поколения научных кадров - высшая школа. Обратите внимание: учебные программы советских вузов предусматривают научную работу студентов в объеме, необходимом для зашиты диплома. Однако около 85 проц. советских студентов выходят в своих занятиях за рамки необходимого, посвящая свое внеучебное время научному поиску.
УЧИМСЯ ТВОРЧЕСТВУ
Недавно в одном из вузов Москвы был опубликован меморандум студентов. Его авторы, высказывая руководству вуза пожелание создать еще одно общественное научное подразделение, писали: "Мы знаем, что сегодня, как никогда раньше, нужно умение творчески мыслить и действовать; мы не хотим пропускать новых направлений в науке, технике, технологии..."
Вот, пожалуй, и ответ на вопрос, почему большинство советских студентов занимается непредусмотренным учебной программой творчеством.
Условия для таких занятий есть сегодня в каждом из 892 советских высших учебных заведений. Какие конкретно - это видно на примере хотя бы Московского авиационного института. В нем действуют 28 конструкторских и исследовательских бюро, а также бюро анализа исследовательского процесса, переводческое бюро, школа молодого конструктора, цех студенческого экспериментального производства. Ежедневно сюда приходят после лекций и семинаров более 1500 студентов, их исследовательской работой руководят десятки профессоров.
* Искусственный спутник Земли "Искра-2", положивший начало программе "Студенческий интеркосмос", спортивный самолет "Квант", на котором установлено несколько мировых рекордов, управляемый подводный аппарат "Шельф-001", отмеченный медалями международных выставок, - это лишь несколько наиболее интересных разработок студентов Московского авиационного института.
* В индустриальном институте г. Тюмени существует Студенческий научный центр, разрабатывающий программу "Нефть и газ Западной Сибири". В этой научной работе участвует около пяти тысяч студентов из разных городов СССР.
* Группой молодых армянских ученых из производственного объединения "АНИ" создан комплекс контрольно-измерительного оборудования. Его изготовление и использование на машиностроительных предприятиях повышает производительность труда в 5 - 10 раз. Подобные установки разработаны в нашей стране впервые и соответствуют лучшим мировым образцам.
* В Киевском политехническом институте девять десятых научных исследований выполняется с участием студентов. Дипломная работа Павла Тривайло, в основу которой легли итоги его научного поиска, была квалифицирована специалистами как диссертационная на степень кандидата технических наук. Сегодня Павел - сотрудник одного из ведущих академических институтов Украины. На его счету 70 изобретений.
Тысячи студентов нашей страны принимают участие в научно-исследовательских разработках. Так, Владимир Шевченко свое первое авторское свидетельство получил вместе с сотрудниками кафедры Киевского политехнического института в 1981 г., еще будучи студентом. В прошлом году он закончил институт и теперь работает в конструкторском бюро электросварки. Как и в вузе, он занимается сейчас разработкой машин для сварки трением и уже подал две заявки на изобретения. Немаловажна и такая деталь его биографии: после получения диплома В. Шевченко сразу стал ведущим конструктором, то есть получил не только более высокую зарплату, чем у рядового инженера, но и широкие возможности для самостоятельного творчества.
ЭФФЕКТ НАУЧНОГО ПОИСКА
Как известно, и профессорские консультации, и аренда необходимых помещений, и приобретение различной аппаратуры, необходимой для проведения тех или иных экспериментов, не связаны для советского студента с какими-то дополнительными расходами, их берут на себя вузы.
Правомерен вопрос: а оправдывает ли это себя?
Да, оправдывает. Во-первых, часть затраченных вузом средств вскоре возвращается. Так, например, экономический эффект от внедрения в производство студенческих разработок, выполненных в Московском авиационном институте в 1983 г., составил несколько десятков тысяч рублей.
Во-вторых, широкие возможности для научного творчества повышают престиж вуза: увеличиваются конкурсы на вступительных экзаменах, а значит, и возможности отобрать лучших, наиболее способных студентов.
В СССР сегодня, как мы уже отмечали, в научно-исследовательской деятельности участвует большинство студентов. Вот результаты этой работы за последний год: студенты опубликовали более 26 тыс. статей, получили 3 тыс. авторских свидетельств на изобретения.
СТИМУЛЫ ТВОРЧЕСТВА
Важно подчеркнуть: существенную роль в становлении, творческом росте молодых ученых играют своевременная поддержка, оценка достигнутого. В стране сложилась разветвленная система стимулирования исследовательской деятельности молодежи. За этим следит Академия наук СССР и ряд республиканских академий, ЦК ВЛКСМ, НТО и ВОИР.
Премии Ленинского комсомола в области науки и техники присуждаются с 1967 года. Ими отмечаются научные исследования и технические решения, вносящие крупный вклад в развитие советской науки и народного хозяйства. Каждая из отмеченных работ - это шаг вперед в отечественной науке, достойный вклад в решение стоящих перед ней задач. Не случайно каждый пятый из наших лауреатов стал доктором наук, 6 человек - теперь академики и члены-корреспонденты АН СССР и АН союзных республик, 21 - лауреаты Ленинской и Государственной премий. Среди них - лауреат Ленинской премии, академик АН БССР, директор Института математики АН БССР Владимир Платонов, лауреат Государственной премии, член-корреспондент АН СССР, директор Института сильноточной электроники СО АН СССР Геннадий Месяц и другие.
Конкретным делом молодежи стало участие в выполнении 170 комплексных научно-технических программ. Интересный опыт этой работы имеется по многих научных центрах страны.
Все эти факты красноречиво свидетельствуют о том, что советская молодежь принимает самое активное участие в развитии отечественной науки и техники.
* Свыше 1 млн. будущих специалистов участвует ежегодно во Всесоюзной олимпиаде "Студент и научно-технический прогресс". В ходе последней олимпиады студентам выдано 1,5 тыс. авторских свидетельств.
* 991 человек - молодые ученые, специалисты, рабочие - стали лауреатами премии Ленинского комсомола в области науки и техники.
Н. СЛЕПЦОВ, кандидат экономических наук, зам. зав. отделом научной молодежи ЦК ВЛКСМ