В настоящее время не только в селах, но и в городах появляется все больше кооперативных магазинов. И на их прилавках можно увидеть мясные продукты, фрукты, овощи, консервы, Но стоят они дороже, чем в магазинах государственной торговли.
Слушатели нередко спрашивают, как образуются цены на эти продукты. Какое место занимает потребительская кооперация в обслуживании жителей города и села?
П. Резников, пропагандист, Краснодар
КАК УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ЦЕНЫ
Известно, что цены на закупки излишков сельхозпродукции государство не устанавливает. Это же касается и розничных цен, по которым потребительская кооперация реализует закупленную (в том числе переработанную) продукцию населению.
По-разному складывается соотношение цен на сельскохозяйственные продукты, закупленные по договоренности, с государственными розничными ценами и ценами колхозного рынка. В 1983 г. в среднем на все мясомолочные продукты, овощи, фрукты они были в 1,9 раза выше государственных розничных цен и на 19% ниже, чем на колхозном рынке, в том числе на растительное масло - на 36,4%, на яйца - на 33, на мед - на 24,1, на картофель - на 38,5, на овощи - на 42,8, на фрукты, ягоды, арбузы, дыни - на 42,2% ниже.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что покупка этих продуктов в кооперативных магазинах обходится ее потребителю дешевле, чем на колхозном рынке.
Какие же факторы влияют на установление цен? Кто конкретно занимается ценообразованием? Как известно, закупкой излишков сельхозпродуктов у населения занимается потребительская кооперация на местах. Закупаются они по ценам согласно договоренности. При этом учитываются такие факторы, как спрос населения, число сдатчиков данной продукции и т. п., и реализуется она также по ценам, устанавливаемым потребкооперацией на местах.
И все-таки, как объяснить более высокий уровень кооперативных цен по сравнению с государственными розничными ценами? Прежде всего это связано с теми расходами, которые несет потребительская кооперация по заготовкам, транспортировке, хранению, переработке, реализации продукции. Потребкооперация - организация самофинансирующаяся, и дотации из государственного бюджета она не получает.
Известно, что государство несет значительные расходы на покрытие разницы между фактическими затратами на продукцию животноводства, картофель, овощи и розничными ценами. Достаточно сказать, что в 1983 г. дотации на мясомолочную продукцию из государственного бюджета превысили 40 млрд. рублей.
Если переложить эти расходы на каждый килограмм продукции, то выходит, что затраты государства по закупке и переработке говядины примерно в 2,8 раза, а сливочного масла - в 2,3 раза превышают розничную цену. На каждый килограмм свинины дотация в 1,7 раза превышает розничную цену, а к килограмму баранины пришлось бы приплюсовать еще две таких же цены.
Повторим, что потребительская кооперация госбюджетной дотацией не пользуется. Но вот что характерно. Если взять суммарно розничную цену и дотацию, то округленно на 1 кг говядины придется 4,7 руб., баранины - 4,2 руб., свинины - 3,4 руб., а в среднем на 1 кг мяса - 4,1 рубля. В 1983 г. потребительская кооперация торговала закупленным по договоренности мясом в среднем по 3,8 руб. за 1 килограмм.
ПРОДУКТЫ С СЕЛЬСКОГО ПОДВОРЬЯ
Важное место в деятельности потребительской кооперации занимают заготовки сельскохозяйственной продукции. Осуществляются они на договорных началах. Так, если в 1980 г. с населением было заключено 6,3 млн. договоров, то в 1983 г. - 10,3 млн., т. е. их заключили почти с каждым вторым владельцем личного подсобного хозяйства. Но сегодня и этого мало. Чтобы всемерно улучшить снабжение продуктами питания, необходимо увеличить число подобных договоров.
Доля оборота потребительской кооперации в продаже сельхозпродуктов, закупленных у населения, в 1983 г. составила 3,5% - на 1% больше, чем в 1982 г.
Особый упор сегодня делается на расширение сети приемозаготовительных пунктов для того, чтобы сельчанам, имеющим излишки сельхозпродуктов, создать условия для их гарантированного сбыта. С начала нынешней пятилетки построено 7,5 тыс. таких пунктов - это почти в 3 раза больше, чем ввели их за всю десятую пятилетку. Однако их еще недостаточно, особенно в отдаленных районах.
МАГАЗИНЫ И СТОЛОВЫЕ НА СЕЛЕ
Розничная торговая сеть потребкооперации представлена 368,9 тыс. торговых предприятий, в том числе 309,7 тыс. магазинов с торговой площадью 23 млн. м"sup"2"/sup". Сегодня на 1 тыс. населения, обслуживаемого потребительской кооперацией, приходится 202 м м"sup"2"/sup" торговых площадей магазинов, что на 16 м м"sup"2"/sup", или 8,6%, больше, чем было в начале текущей пятилетки.
По суть, конечно, не только в увеличении площадей магазинов. Все больше на селе появляется крупных торговых центров, современных магазинов, где для покупателя созданы все удобства.
Полнее стал удовлетворяться спрос населения на товары и услуги, хотя здесь есть еще немало недостатков. Существенно улучшилась, например, обеспеченность сельского населения предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения. Так, если в 1970 г. из каждых ста семей на селе телевизоры имели лишь 32, то в настоящее время - 85, радиоприемный устройства - соответственно 53 и 87, холодильники - 13 и 73, стиральные машины - 26 и 60. Почти у каждой второй сельской семьи - легковой автомобиль ила мотоцикл.
По расчетам научно-исследовательского экономического института при Госплане СССР, уровень потребления непродовольственных товаров на одного сельского жителя превышает 90% от уровня горожанина.
Прочно входит в быт села и общественное питание. Если в 1979 г. его услугами пользовался каждый пятый житель, или около 20 млн. человек, то теперь - свыше 25 млн. человек, т. е. почти каждый четвертый. Объем товарооборота общественного питания возрос с 2,8 млрд. руб. в 1970 г. до 5,1 млрд. руб. в 1983 году. Причем половина приходится на сельскую местность.
Кооперативные столовые работают в 3,5 тыс. совхозах и в 6 тыс. колхозах. В укрепление материально-технической базы общественного питания вносят свой вклад и сельскохозяйственные предприятия. Так, колхозы за 1979 - 1983 гг. построили и передали потребительской кооперации 440 столовых более чем на 24 тыс. мест.
Как видим, роль потребительской кооперации в экономической и социальной жизни, в укреплении связей между городом и деревней неуклонно возрастает. В своей торговой и производственной деятельности она прочно опирается на экономический и научно-технический потенциал страны.
Д. КОРОВЯКОВСКИЙ, доктор экономических наук, профессор