Как ликвидируются очереди в поликлиниках
СТАТИСТИКА УТВЕРЖДАЕТ, что в нашей стране на каждого человека в среднем приходится 11 посещений врача в год. Цифра, согласитесь, внушительная. Однако она отнюдь не свидетельствует о том, что люди у нас болеют чаще, чем, скажем, в капиталистических странах. Дело в том, что визит к врачу для нас не стоит ни копейки. Медицинская помощь доступна каждому.
К тому же не стоит забывать о таком преимуществе нашей медицины, как ее профилактическая направленность. Это позволяет человеку обратиться к врачу не только в случае крайней необходимости (как это главным образом и бывает на Западе), но порой с такими недомоганиями, которые там и за болезнь-то не считают. Бывает, что консультируемся мы с врачом не только о том, как лечить болезнь, но и как ее предупредить.
Заметим, что 80% всех больных начинают и заканчивают лечение в поликлиниках. Массовость и доступность амбулаторно-поликлинической помощи определяют ведущее место этих учреждений в системе советского здравоохранения. Сейчас уделяется большое внимание повышению уровня их работы.
Тем не менее посещение поликлиники в нашем сознании, увы, еще связано с очередями, потерей времени, и подчас рабочего. Не всегда бывает просто попасть на прием к врачу или пройти лечебные процедуры до и после работы. А сколько порой сил и нервной энергии затрачивается, чтобы оформить медицинскую справку, получить выписку из истории болезни... Все это, безусловно, омрачает настроение пациентов.
Что же делается для того, чтобы очередей стало меньше?
Прежде всего отметим, что улучшение качества медицинского обслуживания во многом зависит от четкой, продуманной организации работы всех звеньев поликлиники: регистратуры, врачебных кабинетов, лечебно-диагностических служб.
За последние годы сделано немало для упорядочения режима работы поликлиник. Так, большинство из них теперь открыты с 8 часов утра до 9 вечера. По субботам принимают врачи основных специальностей. Работают лабораторные, физиотерапевтические, процедурные и другие кабинеты. Даже в воскресенье в городских поликлиниках дежурит врач-терапевт.
Существенно и то, что в настоящее время значительно уменьшилось число пациентов, обслуживаемых одним участковым врачом. Еще совсем недавно на его попечении было 2 - 3 тыс. человек, теперь, как правило, не более 1700 пациентов, а у педиатра - не более 800 детей.
ЗА ТАЛОНОМ К ВРАЧУ
Если театр, как говорится, начинается с вешалки, то поликлиника - с регистратуры. Очередь за талоном на прием к врачу - одна из самых "нервных" ее точек. Однако оказалось, что избавиться от нее совсем несложно. Для этого во многих поликлиниках сейчас введена самозапись. В течение всей недели посетители сами могут записаться к любому специалисту на удобное для себя время.
Много времени порой отнимает у сотрудников регистратуры поиск амбулаторных карт. Но практика показывает: там, где применяется номерная система их хранения, такая подборка сокращается до секунд.
Создает удобство для посетителей и разгружает работу регистратуры широко используемая во многих поликлиниках наглядная, или так называемая "немая" информация. Она позволяет пациентам узнать о часах приема врачей, нумерации кабинетов, распределении домов по участкам. Дает сведения о том, как попасть на прием к главному врачу, где получить консультацию у специалиста в воскресный день, и о многом другом. В некоторых поликлиниках налажена работа справочного стола, в часы "пик" регистратуру не покидает дежурный администратор.
Открыв дверь в кабинет врача, посетитель обычно видит его склоненным над бумагами. Он делает различные записи. Специалисты подсчитали, что на это у него уходит 20-30% времени, отпущенного на прием. Высвободить время врача для главного - значит улучшить качество медицинского обслуживания. С этой целью сейчас широко применяются стандартные бланки-направления на исследования и лечение. Помогают врачу клишированные вкладыши в амбулаторную карту, где ему нужно лишь подчеркнуть перечисленные в них признаки и симптомы болезни. Экономит время диктофонный метод ведения записей.
КАБИНЕТ ДОВРАЧЕБНОГО ПРИЕМА
Широкое распространение в поликлиниках получили кабинеты доврачебного приема. Опыт работы таких кабинетов в Ростовской, Витебской, Ленинградской областях, в Москве, Киеве, Риге, Вильнюсе, Минске доказал эффективность их деятельности. С одной стороны, они позволяют перераспределить обязанности медицинского персонала. Часть функций, выполняемых ранее врачом, передается теперь опытным фельдшерам, медицинским сестрам. Они измеряют артериальное, внутриглазное давление, температуру, делают несложные диагностические процедуры, могут принять больного, не имеющего талона к врачу, и решить вопрос о срочности врачебной помощи.
С другой стороны, эти кабинеты создают определенные удобства для посетителей. Подсчитано, что почти каждый третий посетитель в день обращения к врачу не нуждается во врачебной помощи. Одним нужно узнать результаты анализов, другим - измерить давление... Около 15% приходят, чтобы оформить медицинские справки, получить выписку из амбулаторной карты. А тем не менее раньше все они вынуждены были стоять в очереди на прием к врачу. Кабинеты доврачебного приема избавляют посетителей от итого ожидания. Немаловажно и то, что в них можно попасть без записи. В целом же эти кабинеты помогают регулировать поток посетителей в поликлинике.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ КАБИНЕТЫ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ
Увеличение в стране доли пожилого населения привело к тому, что за последние два десятилетия их число резко возросло среди посетителей поликлиник. Это и понятно. Пожилые люди особенно нуждаются в медицинской помощи.
Чтобы обеспечить им максимальные удобства и в некоторой степени "разгрузить" участкового врача, сейчас во многих крупных поликлиниках открываются специальные гериатрические кабинеты, где прием ведет врач-геронтолог - специалист, занимающийся вопросами старения, профилактики и лечения заболеваний с учетом возрастных особенностей пожилых людей. В Днепропетровске, например, для них создана даже специальная поликлиника.
Облегчают работу поликлиник и создающиеся при дэзах и жэках "комнаты здоровья". Ежемесячно здесь для пожилых людей проводятся лекции и консультации врачей- специалистов. Ими назначается лечение, даются советы, касающиеся здорового образа жизни, питания и т. д. Это позволяет многим пенсионерам реже обращаться к участковому врачу. При этом немаловажно и то, что в этих комнатах часто на общественных началах работают сами пенсионеры - бывшие врачи.
Существенный резерв улучшения качества медицинского обслуживания - в организации бригад средних медицинских работников, которые оказывают помощь на дому пенсионерам, одиноким, хроническим больным. Они проводят назначенные врачом лечебные и диагностические процедуры, осуществляют постоянный контроль за состоянием их здоровья.
***
Изменение режима и графиков работы поликлиник, разукрупнение участков, рациональная организация труда на всех этапах приема посетителей - все это позволяет значительно уменьшить очереди в поликлиниках, а во многих - совсем избавиться от них. Примеров тому достаточно. Это, в частности, поликлиника N 51 в Москве, N 22 в Киеве, N 5 в Вильнюсе, N 1 в Витебске, N 1 в Новополоцке. И право же, к ним можно добавить еще много-много других.
Конечно же, подтягивание всех наших поликлиник до уровня лучших зависит в первую очередь от работников здравоохранения. Но немалый вклад в этот процесс должны вносить и вносят местные Советы народных депутатов, предприятия и общественные организации.