Одним из самых тяжких должностных преступлений в СССР считается взяточничество. Взятки подрывают авторитет предприятий и учреждений, на которых работают взяточники, способствуют совершению других преступлений: злоупотреблениям властью или служебным положением, спекуляциям, хищениям социалистической собственности и т. д.
Поэтому борьба с этими негативными явлениями - не временная кампания, а линия, которая проводится и будет проводиться неукоснительно, потому что, как подчеркивалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, использование государственного, общественного имущества в целях личного обогащения подрывает саму суть нашего строя.
ПРЕДУСМОТРЕНО ЗАКОНОМ
Указом Президиума Верховного СССР от 20 февраля 1962 г. установлена уголовная ответственность за взяточничество. Этот закон определил единую для всей страны ответственность за получение взятки (ст. 173 УК РСФСР), дачу взятки (ст. 174 УК РСФСР) и посредничество во взяточничестве (ст. 174"sup"1"/sup" УК РСФСР). Подобные статьи есть в уголовных кодексах других Союзных республик.
В ст. 173 УК РСФСР установлено, что получение должностным лицом лично или через посредников в каком бы то ни было виде взятии наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет, с конфискацией имущества.
Если же взяточник занимает ответственное положение или раньше уже был судим за подобное преступление, вымогал взятки либо получал их неоднократно, то он наказывается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества и со ссылкой после отбытия лишения свободы на срок от 2 до 5 лет или без ссылки. При особо отягчающих обстоятельствах - смертной казнью с конфискацией имущества.
Так, начальник зонального штаба студенческих строительных отрядов г. Львова, работавших в Тюменской области, Г. Александров за взяточничество был осужден к 12 годам лишения свободы.
Или другой пример. Бывший директор хлопкоочистительного завода в Туркмении А. Аширов за оформление фиктивного приема хлопка одного из колхозов получил взятку в сумме 150 тыс. руб. Верховным Судом Туркменской ССР он приговорен к исключительной мере наказания - смертной казни. Приговор приведен в исполнение.
Как видим, взяточничество в нашей стране карается сурово. Недаром получение взятки, а также дача взятки или посредничество во взяточничестве при отягчающих обстоятельствах включены в перечень тяжких преступлений (ст. 7"sup"1"/sup" УК РСФСР).
В основе любой взятки лежит корыстное побуждение, подкуп. Но особенно тяжким это преступление является в том случае, если совершают его люди, занимающие ответственное положение. Так, в Одессе была разоблачена и осуждена группа взяточников, действовавшая в системе высшей школы, в том числе ректор Одесского технологического института холодильной промышленности В. Алексеев, декан вечернего отделения того же института М. Томашевич, заведующий кафедрой В. Дроздов.
Можно представить, какой огромный моральный урон нашему обществу наносят такие люди.
ЧЕМ ОПАСНА ВЗЯТКА
Говоря о взяточниках, нельзя умолчать и о тех, кто дает им взятки. Иной раз спрашивают, почему одинаково привлекаются к уголовной ответственности как за получение, так и за дачу взятки. Попробуем ответить на это.
Начнем с того, что взяткодатель опасен своей попыткой подкупить человека, занимающего ответственный пост, своим развращающим влиянием на него. И люди слабые, корыстные иной раз не выдерживают. Вначале они отказываются от взяток, которые им предлагают. Но постепенно начинают принимать "подарки" от взяткодателей, а затем и деньги, превращаясь в матерых взяточников.
Бывает, что взятку буквально вымогают. В таком случае это считается более тяжким преступлением. И, как определено в примечании к ст. 174 УК РСФСР, "лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки или если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о случившемся". То есть не будет подвергнут наказанию взяткодатель, если он вовремя осознал свою вину и явился с повинной в милицию, суд, прокуратуру или в другой государственный орган.
"МЕЛКИХ ВЗЯТОК" НЕ БЫВАЕТ
В нашем законодательстве есть такие понятия, как мелкое хищение, мелкое хулиганство, мелкая спекуляция, но "мелкой взятки" здесь нет. Получение, дача взятки и посредничество во взяточничестве считаются оконченными преступлениями с момента принятия хотя бы части взятки.
Встречаются на практике и случаи дачи взяток, так сказать, "для пользы дела". Известны, например, такие факты, когда председатели колхозов для быстрейшего получения причитавшихся колхозу строительных материалов щедро "одаривали" должностных лиц, распоряжающихся их распределением. А это является взяточничеством со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиям и.
Посредничество во взяточничестве наказывается лишением свободы на срок от 2 до 8 лет. Если же посредничество совершалось неоднократно либо имеются другие отягчающие обстоятельства, то оно наказывается лишением свободы на срок от 7 до 15 лет с конфискацией имущества.
Так, бывший директор столичного гастронома N 1 Соколов приговорен за взятки в крупных размерах, другие должностные преступления к исключительной мере наказания. Осуждены на длительные сроки лишения свободы и его сообщники Немцев, Григорьев, Яковлев, Свежинский. Они не только давали взятки Соколову, но и являлись посредниками в даче взяток.
Наше государство строго стоит на страже интересов своих граждан, ограждая их от всякого рода преступников, в том числе одетых в официальные мундиры. Так, Верховный Суд Грузинской ССР недавно осудил за взяточничество бывшего прокурора Цивадзе на 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Можно привести еще немало примеров сурового наказания взяточников. Верховный Суд СССР и Верховные Суды союзных республик постоянно ориентируют суды на бескомпромиссную борьбу с этими тяжкими преступлениями. Так, в постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 17 апреля 1984 г. судам напоминается о необходимости создания вокруг взяточников обстановки нетерпимости и общественного осуждения, рекомендуется в соответствии с законом широко применять к осужденным за взяточничество дополнительные наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, лишать их воинских пли иных званий, орденов, медалей, почетных званий.
Решительная борьба ведется и с таким уродливым явлением, по своей сути близким к взяточничеству, как поборы. Как правило, они связаны с получением незаконного вознаграждения за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения. Вопросы усиления этой борьбы также были рассмотрены на заседаниях пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР. Вынесены специальные постановления, ставшие руководством к действию для всех, кто осуществляет правосудие.
Ю. ТКАЧЕВСКИЙ, доктор юридических наук, профессор