Примерное время чтения: 4 минуты
185

ОТКУДА ИСХОДИТ УГРОЗА МИРУ. Что стоит за планами "звездных войн"

ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЕ марта 1983 г. стало точкой отсчета нового витка гонки вооружений. В этот день американский президент обратился по телевидению к ученым страны с призывом "предоставить средства для того, чтобы сделать ядерное оружие бессильным и бесполезным". В этом воззвании он пытался обратить внимание общественности страны на необходимость создания "высокоэффективной системы противоракетной обороны" якобы для защиты США от "советской военной угрозы"; попытался даже представить дело таким образом, будто такой шаг "заменит стратегию "гарантированного уничтожения" стратегией "гарантированного выживания". Таковы пропагандистские "козыри" этой затеи.

В ПОГОНЕ ЗА ПРЕВОСХОДСТВОМ. Рассмотрим существо вопроса. Как известно, Вашингтону не удалось добиться военного превосходства в последние десятилетия на пути "качественной" гонки вооружений. Ни оснащение межконтинентальных баллистических ракет (МБР) разделяющимися головными частями, ни создание новых и спешная модернизация старых носителей ядерных боеприпасов не привели к желаемому результату - достижению военного превосходства над Советским Союзом. На рубеже 80-х годов в США пришли к выводу о необходимости создания фактически нового стратегического арсенала в дополнение к уже имевшемуся, для того, чтобы заполучить возможность ведения "контролируемых", "контрсиловых" и прочих войн, естественно, на американских условиях.

В этих целях на военный конвейер были поставлены принципиально новые системы стратегических вооружений, которые по своим возможностям поражать хорошо укрепленные цели в десятки раз превосходят прежние образцы.

Если рассматривать разрабатываемые в США военно- космические программы в комплексе, то их можно свести к двум основным направлениям: разработка противоспутникового оружия и создание эффективной системы противоракетной обороны (ПРО). Остановимся на этих направлениях подробнее.

ЗНАЧЕНИЕ КОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМ. Трудно переоценить их важность для безопасности государств. Это и связь, и управление, и определение точных координат на местности, и средства национального контроля, наконец, это системы раннего оповещения о ядерном нападении противника. Их уничтожение рассматривается с полным основанием как первый и самый важный шаг в начале большой войны, а применительно к стратегии США, - как важнейшее условие для нанесения ядерного удара по территории СССР. И здесь не должно быть никаких иллюзий. Для Вашингтона нападение на космические объекты Советского Союза не только важнейшее условие подготовки к "первому удару", но и важнейшая предпосылка эффективности такого удара.

Планы США по подготовке к противоспутниковым войнам предусматривают создание именно таких систем, которые смогли бы обеспечить эффективное уничтожение космических объектов Советского Союза. На практике речь идет о двух программах. Предусматривается развернуть до 50 самолетов- перехватчиков (специально оборудованных истребителей F- 15), оснащенных примерно 100 мини-ракетами. Размещенные на базах США во всех уголках планеты, они будут способны уничтожать спутники практически в любой точке над земной поверхностью с дистанции в 2000 километров.

Широко применять против объектов в космосе планируется и космические корабли многоразового использования "Шаттл".

Другим важнейшим направлением в милитаризации космоса является так называемая "стратегическая оборонная инициатива" (СОИ). Планируя и готовясь к нанесению упреждающего удара по территории СССР, Вашингтон допускает, что его конечным результатом может и не быть полное уничтожение советских средств ответного удара, что оставшихся ракет вполне хватит для того, чтобы агрессор был уничтожен. Вот тут-то, надеются в США, и может пригодиться система ПРО, призванная будто бы обеспечить стопроцентную гарантию защиты от ответного удара.

Признавая, что такой гарантии добиться невозможно (как это делает, например, руководитель программы генерал- лейтенант Абрахамсон), в Вашингтоне тем самым признают, что в действительности планируемая система предназначена отнюдь не для защиты от мифического "первого удара" советских ракет, а для реальной защиты от ответного, оборонительного удара возмездия (см. схему на с. 4).

Таким образом, у военно-космических программ США есть две стороны: пропагандистская, спекулирующая на искреннем желании людей избежать ядерной войны, на их стремлении к разоружению и безопасности, и реальная, которая заключена в материальной подготовке к новой мировой войне, резко усиливает существующую гонку вооружений. Первая служит моральным "оправданием" второй, откровенно и нагло преследует цель дезинформации общественности в надежде на то, что лицемерие и ложь смогут хотя бы на время замаскировать истинные замыслы, вынашиваемые в Вашингтоне.

А. ПОДБЕРЕЗКИН, кандидат исторических наук.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно