Примерное время чтения: 7 минут
134

НАШЕ ИНТЕРВЬЮ. ДИРИЖЕР В. ДУДАРОВА О МУЗЫКЕ И МУЗЫКАНТАХ

Уже четверть века народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени М. Глинки дирижер В. ДУДАРОВА возглавляет Московский государственный симфонический оркестр. Вместе с этим коллективом В. Дударова выступала во многих странах Европы, Азии, Америки. Ей приходилось часто выезжать за рубеж, чтобы дирижировать Белградским, Эрфуртским, Стамбульским симфоническими оркестрами. Плодотворно работает В. Дударова с творческой молодежью. Сегодня с ней по заданию редакции "АиФ" беседует журналист О. Нехай.

КОРР. Вероника Борисовна! Советские люди активно обсуждают проект новой редакции Программы КПСС. Как вы восприняли этот важный документ, какие задачи видятся вам в числе первоочередных?

ДУДАРОВА. Партия ставит перед советскими людьми задачи исключительной важности, и успешное решение их связывается с возрастающей ролью человека, поиском новых путей развития творческой деятельности. Я глубоко убеждена, что слушатель и зритель - полноправные участники процесса художественного творчества, а потому необычайно велика роль музыки в идейном и эстетическом воспитании людей. Мы должны доносить до широких масс слушателей то огромное богатство музыки, ее народность, неисчерпаемый духовный потенциал, который в ней заложен. Здесь для нас открыто широкое поле деятельности.

КОРР. В этом важном документе говорится, что советская культура, завоевавшая международное признание, помогает взаимопониманию и сближению народов. Чем вы объясняете тот большой успех, которым пользуются за рубежом советские музыканты, в частности ваш коллектив?

ДУДАРОВА. Высочайший профессионализм советских музыкантов, певцов, дирижеров - вот, на мой взгляд, основная тому причина. В странах Запада, Востока, Латинской Америки, как мне кажется, интерес к русской классической и советской музыке постоянно растет. Наверное, это объясняется высокой духовностью, большим гуманистическим пафосом, который она несет в себе. И наш коллектив каждый раз с большой радостью знакомит зарубежных слушателей с лучшими образцами русской и советской музыкальной культуры - произведениями П. Чайковского, Д. Шостаковича, Т. Хренникова, А. Хачатуряна, Р. Щедрина и многих других, а также зарубежных классиков.

Если проанализировать многолетний опыт участия посланцев СССР в самых престижных международных конкурсах солистов, музыкантов-исполнителей, то наша страна, безусловно, обладает наибольшим количеством первых премий в сравнении с любой страной. Вот лишь два примера. На завершившемся недавно в Варшаве XI Международном конкурсе пианистов имени Фридерика Шопена яркую победу одержал талантливый 19-летний студент Московской консерватории С. Бунин. А в Генуе на очень престижном конкурсе Паганини первой премии был удостоен совсем юный скрипач из Ленинграда Д. Берлинский, ученик специальной музыкальной школы при Ленинградской консерватории.

Конечно, им, как говорится, "улыбнулась судьба". Но не это главное. Основная причина заключается в очень серьезном отношении в нашей стране к музыкальным кадрам, к их обучению, в бережном отношении к молодым дарованиям. А если брать шире - то нужно говорить об успехах и преимуществах всей системы музыкального образования в СССР перед западной.

КОРР. В чем же основное различие?

ДУДАРОВА. В капиталистических странах стать профессиональным музыкантом - это практически привилегия только детей из богатых семей. Обучение на Западе стоит очень больших денег, и часто многие таланты остаются неузнанными. И можно только сожалеть об одаренных людях, которые так никогда и не проявили себя в музыке, не стали профессионалами. Ведь тех, кому удалось пробиться, - единицы.

Конечно, в западных странах есть музыкальные училища, преимущественно частные, консерватории. Но стоимость обучения студента в год, например, в музыкальных учебных заведениях США доходит до 5 тыс. долларов. Дорого оно и в Швеции, Франции, ФРГ.

Если же брать государства Латинской Америки, где я бываю наиболее часто, то в них ощущается нехватка музыкальных кадров, призванных обучать юное поколение искусству музыки, а потому недостаточно высока музыкальная культура стран в целом. Порой единственная надежда импресарио - на контракты с музыкантами других стран. В Венесуэле, например, из ста с лишним человек симфонического оркестра г. Маракаибо играют лишь четыре своих музыканта, в Мексике - в оркестре музыканты из США, Франции. А это тревожный факт для любой страны.

Когда же я рассказывала своим латиноамериканским коллегам, что в СССР обучение в консерватории ничего не стоит, это было для них просто открытием. Им, чтобы учиться, приходилось зарабатывать деньги, работая уборщицами, официантами, грузчиками.

Действительно, такого бережного отношения к талантам, как у нас, я не встречала ни в одной стране. В советскую систему музыкального образования входят детские школы, училища, консерватории. В стране имеется около 6 тыс. музыкальных школ, 248 училищ, 20 консерваторий. Работают и музыкальные школы-десятилетки, в которых одновременно дается общее и специальное образование.

Учиться музыке в нашей стране, в отличие от Запада, можно не только в крупных культурных центрах, но практически всюду - во всех городах, больших и малых, рабочих поселках. Широка и "география" музыкальных школ, в которых учились многие известные советские музыканты. Например, дирижер ГАБТа Ф. Мансуров учился играть на фортепиано и виолончели в одной из детских музыкальных школ Алма-Аты, а И. Бочкова, скрипачка, лауреат премии имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже и одного из конкурсов имени Чайковского в Москве, делала первые шаги в Казани. Музыкальную школу в Нальчике закончил в свое время главный дирижер Театра оперы и балета имени Кирова в Ленинграде Ю. Темирканов.

КОРР. Следующий вопрос я начну с цитаты. "Исполнение Малера Дударовой и оркестром г. Оденсе, - писал рецензент газеты "Юлландс-постен", - было самым богатым музыкальным впечатлением, которое я получил после концерта в Зальцбурге". Вам нередко приходится дирижировать "чужими" симфоническими коллективами. Как вам удается добиться такого полного взаимопонимания с оркестрами из других стран?

ДУДАРОВА. Вообще я стараюсь как можно больше времени проводить с моим родным Московским государственным симфоническим оркестром и часто не уезжать от него. Нужно много и упорно работать с музыкантами, чтобы оркестр всегда сохранял свой почерк. Я придерживаюсь правила - не возводить между собой и исполнителями преграды, командного поста, а, напротив, с помощью простых человеческих взаимоотношений находить понимание, которое, в чем я убеждена, должно существовать между дирижерами и исполнителями.

У меня всегда складываются прекрасные отношения с западными коллегами. Конечно, оркестры бывают разные. Одни сильнее, другие слабее. Я стараюсь сделать все возможное, чтобы оркестр, даже не очень хороший, довести до его пика.

КОРР. В чем вы видите роль культурных контактов СССР и Запада?

ДУДАРОВА. Сегодня их значение трудно переоценить. Международные контакты в сфере культуры в значительной мере способствуют оздоровлению политического климата. Хорошим примером культурного обмена СССР - Запад служат связи СССР и Франции. Успешно развивается культурный обмен Советского Союза и Испании, куда вскоре, кстати, мы выедем на гастроли с оркестром. Мне довелось недавно побывать на спектакле Королевского национального балета Испании. Впечатления очень яркие.

К сожалению, Московскому симфоническому оркестру и мне не удалось до сих пор посетить Соединенные Штаты Америки, познакомить поклонников симфонической музыки этой страны со своим искусством. Хотя приглашение приехать в США я получила еще в 1982 г., но американские официальные круги отменили это решение, и план остался неосуществленным.

Но мы надеемся на потепление отношений между нашими странами, перспективы которого появились после недавней встречи в Женеве М. С. Горбачева и Р. Рейгана. И в рамках культурного обмена наш оркестр посетит США.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно