Прошла только половина Каннского фестиваля, но событий этих дней хватило бы на целый месяц.
ФЕСТИВАЛЬ открылся разрекламированным "Кодом да Винчи", который вслед за одноимённым романом разворачивает гипотезу о том, будто Иисус Христос был женат на Марии Магдалине и даже произвёл с ней потомство. Скандальность сюжета оказалась сведена на нет скучным иллюстративным исполнением. Фильм Рона Хоуарда оставил каннскую публику равнодушной.
Совсем другое дело - американская сатирическая лента "Нация фаст-фуда" Ричарда Линклетера, показывающая изнанку индустрии общепита. В этом фильме-памфлете против глобализации полно шокирующих подробностей (натуральные убийства коров на бойне, полчища крыс или сотрудники, плюющие в бутерброды). Чтобы поддержать создателей картины, в ней в небольших ролях снялись Этан Хоук, Патриция Аркетт, Брюс Уиллис и другие звёзды первой величины. Многие гости Канна добровольно отказались в вечер этой премьеры от ужина.
Многие фильмы в этом году носят откровенно политическую окраску, а среди звёзд фестиваля оказался бывший американский вице-президент Алберт Гор, принявший участие в одном экологическом кинопроекте. Заметными событиями стали также премьера новой серии "Людей Икс" и документальной ленты о футболисте Зидане.
Самый большой восторг вызвала на фестивале мелодрама Педро Альмодовара "Возвращение". Все основные героини в ней - женщины: матери, дочери, сёстры, тётушки, бабушки, соседки. Одни из них живы, другие - покоятся на кладбище, третьи - являются живым в виде призраков. Мужчины существуют где-то на периферии. Альмодовар не был бы собой, если бы в фильме не оказалось убийства, инцеста, язвительной критики ТВ и страшной семейной тайны. При всём при том это наименее замороченный, а напротив - самый ясный и простой фильм знаменитого испанского режиссёра. Пенелопа Крус (на фото) сыграла в нём свою лучшую роль, для чего ей пришлось "нарастить" некоторые пикантные части тела.
Помимо "Возвращения" сильным кандидатом на "Золотую пальмовую ветвь" можно считать "Огни городской окраины" финна Аки Каурисмяки. Это рассказ о простом охраннике, которого подставляют и делают соучастником преступления циничные мафиози. Картина явно перекликается с традицией изображения "маленького человека" в русской литературе. Недаром фильм начинается с прогулки подвыпивших русских мужиков и примерно такого текста: "В детстве жизнь Горького была очень тяжёлой. Чехов болел туберкулёзом. Толстой тоже был несчастен. А Пушкин едва успел родиться - и уже умер".
Россия была представлена в Канне выставкой рисунков Эйзенштейна и Днём современного российского кино. В его рамках показали "Пыль" Сергея Лобана, "9-ю роту" Фёдора Бондарчука и несколько короткометражек. Устроили большой приём на пляже Маджестик, где смонтировали специальный водяной экран. Выступал с речами Михаил Швыдкой, официантки в кокошниках подносили водку, а стол ломился от русских закусок. На экране сквозь струи воды можно было видеть кадры фильма Михаила Калатозова "Летят журавли", завоевавшего в Канне "Золотую пальмовую ветвь". С тех пор прошло почти полвека, а успех так и не был повторен.