Примерное время чтения: 15 минут
208

Инфекции, которые нас атакуют

Человек не властен победить все болезни, он может лишь контролировать их. Стоит забыть об этом - и вирус начинает активно действовать. Недавно в Новосибирской области снова появилось бешенство (причем теперь не только у собак, но и у кошек), на Алтае и в Казахстане были зарегистрированы случаи чумы. Банальные инфекции корь и краснуха постепенно снова отвоевывают потерянные позиции. Сегодня половина врожденных уродств - результат того, что беременная женщина была носителем вируса краснухи.

НА СТРАЖЕ нашего здоровья стоят санитарно-эпидемиологические службы и различные НИИ. Один из главных защитников - Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор", который находится в поселке Кольцово близ Новосибирска. Именно здесь хранятся образцы опаснейших инфекций: оспы, бешенства, тропических лихорадок и т. д. Доступ к ним имеют единицы. В каком именно из десятков зданий "Вектора" находится хранилище, знают немногие. Страшную коллекцию вирусов берегут высоченные заборы, сигнализация, вооруженная охрана и сами сотрудники центра. Здесь же, в "Векторе", разрабатывают вакцины против многих серьезных заболеваний. Сможем ли мы противостоять им в случае опасности? Почему вдруг инфекции набрасываются на человека?

Без паники

НА ЭТИ вопросы в "Векторе" реагируют спокойно. "Большинство "новых" сенсационных заболеваний давно известны специалистам, - рассказывает заведующий лабораторией исследования и мониторинга зоонозных инфекций, кандидат биологических наук Александр ШЕСТОПАЛОВ. - Взять тот же "куриный" грипп. Это разновидность вируса гриппа типа А (которым болеет человек). Но опасен он больше, чем другие разновидности. "Куриным" грипп назвали журналисты, поскольку он был выявлен у погибшей и больной птицы на птицефабриках Юго-Восточной Азии, Китая и Таиланда. От птиц заразились служащие, а уже через них инфекция распространилась дальше".

Всплески случаются у многих инфекций, в том числе и у гриппа. Его основной резервуар - птицы. Никто не знает, когда комбинация различных вирусов гриппа, живущих в птице, соберется воедино и даст вспышку, опасную для человека. Болезнь не появляется вдруг. Просто сегодня интерес к здоровью повысился. Раньше такие вспышки тоже бывали, но на них обращали мало внимания. Шумиха вокруг "куриного" гриппа поднялась не только из-за большого количества заболевших, но и потому, что он нанес большой экономический ущерб.

Заразные птички

ЧТОБЫ хоть как-то спрогнозировать вспышку болезни, нужно контролировать болезни перелетных птиц - именно они первоисточники многих инфекций. Если собрать материал весной, можно предугадать, каких болезней ждать зимой. Учитывая то, что основные пути миграций перелетных птиц проходят через Россию, нашей стране контроль за ними жизненно необходим. Но делать это практически некому. Санэпидслужба этим не занимается - ее дело следить за "человеческими" болезнями, ветеринарные станции интересуются только домашними животными. Остается огромная зона, которая никем не контролируется и представляет наибольшую опасность.

В России к этому пока особого интереса не проявляли. Но "Вектор" совместно с Институтом систематики и экологии животных Сибирского отделения РАН пытается взять функцию контроля за болезнями перелетных птиц на себя. Проблема, как всегда, в том, что не хватает финансов. Между тем птицы переносят множество инфекций - здесь и грипп, и японский энцефалит, и лихорадка Западного Нила, и многие другие. Есть вероятность, что дикие птицы заразят домашних, а от них болезнь перекинется на человека - прежде всего на работников птицеферм и на тех, кто съест зараженную птичку. От этого никто не застрахован, поскольку внешних проявлений на ней нет, внутренний анализ ветеринарные службы просто так делать не станут - это дело хлопотное и дорогое. Уничтожить вирус может только тщательная термообработка. Так что шашлык и котлеты из меню не исключаются, но заболеть при их приготовлении могут и охотники, и покупатели мяса, и повара.

Не так страшен черт...

НЕ ОПРАВДАННА и паника в связи с SARS (атипичной пневмонией). "Во-первых, в КНР не наблюдалось такого количества больных SARS, как изначально заявлялось, - говорит заведующий лабораторией иммунологической безопасности, д. м. н. Георгий ИГНАТЬЕВ. - Экспресс-диагностики как таковой в Поднебесной на момент вспышки не было. Диагноз "атипичная пневмония" ставили на основании высокой температуры и кашля. К тому же в северных районах, граничащих с Россией, SARS не регистрировали".

Но допустим, атипичная пневмония появится у нас. Вакцины против нее нет. И на самом деле инфекция эта не такая страшная, как ее преподносят СМИ. Главное в борьбе с болезнью - правильная и, прежде всего, вовремя сделанная диагностика, с помощью которой можно отличить SARS от другого вируса (именно из-за того, что болезнь диагностировали слишком поздно, умирали люди). А дальше уже дело техники. SARS представляет собой синдром с определенным набором симптомов. Все, что нужно сделать, - это постепенно лечить проявления заболевания существующими препаратами.

Вакцины живые и мертвые

ЕСЛИ же атипичная пневмония все-таки появится на территории России, вакцину от нее можно создать несколькими способами.

Живые аттенуированные (ослабленные) вакцины - это ослабленные варианты возбудителя. Человек либо перенесет инфекцию без видимых симптомов, либо переболеет в легкой форме. Образуется долгосрочный иммунитет, в том числе образуются так называемые специфические защитные антитела.

Инактивированные вакцины - это препараты из убитых бактерий или вирусов. Заболевания такие вакцины не вызывают, но, как правило, способствуют появлению специфических защитных антител. В этом случае иммунитет может выработаться лишь на некоторое время, поэтому в ряде случаев периодически приходится проводить ревакцинацию.

К субъединичным вакцинам относится выделенный вирусный белок определенного вида. По свойствам эти вакцины схожи с инактивированными, но из всех вышеперечисленных они самые дорогие. Единственная вакцина такого типа - против гепатита В - получена из генетически модифицированных организмов.

Каждая вакцина должна пройти испытания на животных. В прошлом году американцы провели эксперименты с разработанным в США препаратом кандидатной вакцины против SARS на обезьянах. Вроде бы эксперимент оказался удачным, так что теоретически вакцина от SARS за рубежом уже есть. У нас в этом направлении ведутся разработки, но пока что - на одном энтузиазме.

Кстати, когда вокруг SARS поднялась шумиха, ученых "Вектора" засадили за работу. В режиме нон-стоп они собирали материал, разрабатывали метод диагностики атипичной пневмонии... Предложенная методика использовала полностью отечественные материалы, стоила в 300 раз дешевле импортной и была готова в рекордно короткие сроки.

Цена вопроса

ЧТО касается других известных России инфекций, от многих из них вакцины уже созданы. Но если чужой вирус проникнет на территорию страны - мы не сможем быстро начать разработку лечебных препаратов. Чтобы оперативно сделать вакцину, нужно иметь "биологический подлинник" болезни. Для этого необходимо контролировать все инфекции, с которыми сталкиваются соседние государства.

Больших финансовых вложений требует разработка новых вакцин. И с этим вечная проблема. Хотя суммы требуются просто смешные: например, чтобы изучить возможность проникновения на территорию России с перелетными птицами так называемого куриного гриппа, ученые "Вектора" запросили у областной администрации всего 109 тыс. руб. Еще 17 тыс. необходимы для оплаты научной командировки, чтобы собрать образцы этого гриппа. Такова цена охраны здоровья нации, но на него нет даже этих мизерных сумм.

Или взять разработку вакцины от СПИДа. Она давно ведется в "Векторе", вот только средств на продвижение практически уже созданной (!) вакцины не находится. Дальше успешных испытаний на мышах дело пока не пошло. Вакцина от СПИДа имеет непривычную суппозиторную (в виде свеч) форму. Сам подход к введению в организм антивируса необычный, зато очень эффективный, поскольку геморроидальное сплетение заднего прохода имеет очень мощную систему всасывания. Заодно вакцина колонизирует прямую кишку - здесь легче заблокировать вирус, создать мощный иммунитет. Но этими разработками не очень-то интересуются. Хотя чем не готовая сенсация?

Еще одна статья расходов - изучение реакции организма на вакцины. Количество людей с изменениями в иммунной системе, которым "стандартная" вакцина не подходит, с каждым годом растет. Генетические дефекты, хронические и онкологические заболевания, пересадка органов - все эти факторы могут быть противопоказанием к применению той или иной вакцины. Людям с такими особенностями нужен либо "ослабленный" вариант, либо их организм лучше не беспокоить вовсе. Не всегда известно, как действуют препараты, когда одна прививка делается вскоре после другой. Последующая иммунизация организма может полностью погасить предыдущую или серьезно изменить иммунитет. Все эти вопросы должны просчитываться заранее, но серьезно ими никто не занимается.

Тем не менее задумываться об этом нужно уже сейчас. Конечно, напугать можно любым заболеванием. Вспомните, как в середине 90-х годов прошлого века все боялись дифтерии, в то время как в стране больше людей погибало от паротита (свинки). Но о нем говорили мало, зато о дифтерии шумели СМИ. Так что, если умело подать информацию, мы будем замирать от страха перед новой смертельной болезнью каждый день.

Но нельзя забывать, что опасность все-таки есть. Атипичная пневмония и грипп - еще цветочки по сравнению с неизвестными России инфекциями. Все они приходят к человеку от братьев меньших. В связи с потеплением климата многие из животных потянулись с юга на север. Это значит - очень скоро мы можем столкнуться с новыми вирусами, от которых еще не придуманы вакцины. К тому же известные вирусы постоянно изменяются. Некоторые из них не реагируют на разработанные много лет назад вакцины, поэтому нужно искать новые способы борьбы. Но считается, что в России есть более насущные проблемы. Пока гром не грянет...

Из жизни вирусов

Коварные возбудители опасных болезней заключены в пробирки и хранятся при температуре минус 70.С. Хранилище берегут Внутренние войска и самые современные системы безопасности. Все они дублируются. Например, воздух в помещения идет из окружающей среды, обратно его не выпускают. За этим следят два специальных вентилятора. Если вдруг откажет один - автоматически включится другой. Повсюду предупредительные таблички, знаки, напоминающие о правилах работы, на стенах - схемы эвакуации, где каждая зона помечена разными цветами по степени опасности.

Работать с особо опасными вирусами могут лишь руководители подразделений и опытные ведущие специалисты. Чтобы добраться до самого опасного вируса, нужно облачиться в специальный скафандр, пройти несколько герметично закрытых коридоров. Каждая лаборатория контролирует определенные виды вирусов, работает только с ними. Молодежь же начинает набираться опыта, работая с малоопасными возбудителями.

Часть материала уникальна по способу получения и характеристикам. Право на "посещение" этих уникумов имеют единицы, да и то после многочисленных инструктажей. Помимо страшных возбудителей чумы, ВИЧ, оспы, холеры и других в музее на всякий случай есть коллекция экзотических болезней, которыми в нашей стране не болеют. С момента распада СССР объем вирусов, которые хранятся в специальном музее "Вектора", значительно сократился. Раньше привыкли все делать с размахом, теперь оставили только образцы, необходимые для работы. Конечно, смертельную оспу просто так в мусорку не выкинешь. Вирусы уничтожают особым способом. Пробирку полностью помещают в дезинфицирующий раствор (обычно это хлорамин), расположенный в специальном боксе. Затем вскрывают и в таком виде оставляют в дезрастворе на несколько суток. Далее емкость автоклавируют, т. е. воздействуют на нее высоким давлением и температурой. После химической и физической обработки от самого вируса остается лишь неопасная смесь обломков молекул его РНК или ДНК и белков.

Виноваты мы сами!

Авторитетное мнение

Откуда же все-таки сыплются на нас новые болезни? Почему чуть ли не каждый год в мире начинают бить тревогу по поводу той или иной инфекции, о которой то ли вообще до сих пор слыхом не слыхали, то ли считали ее давно побежденной? Может быть, виновато всеобщее глобальное потепление, которое позволяет некоторым микроорганизмам проникать из жарких стран в регионы, где раньше они просто не могли выжить из-за холода? Об этом нам рассказал главный санитарный врач России Геннадий Григорьевич ОНИЩЕНКО.

- ЕСТЕСТВЕННО, что при изменении климата инфекционный пейзаж региона, страны тоже меняется. Но этот фактор сегодня решающей роли в распространении инфекций еще не играет. На самом деле примерно каждые 20 лет у нас в стране обязательно появляется новое инфекционное заболевание. И чаще всего это происходит благодаря деятельности человека. Почему? Например, раньше люди на лошадях, на волах ездили, а теперь на самолетах летают. В результате, скажем, в Москву можно в кратчайшие сроки привезти все, что хочешь, в смысле болезней, причем из любой точки мира. Второй момент: человек воздействует на окружающую среду уже не только как биологический вид, как млекопитающее, живущее в своем ареале, а своим интеллектом. Мы активно изменяем природу и никогда не знали, да и не знаем, чем это изменение может обернуться. Яркий пример - появление легионеллеза (его еще называют "болезнь легионеров"). Возбудитель болезни - микроб легионелла - существовал миллионы лет и никогда людей не трогал. Но когда придумали и сделали системы кондиционирования, то на фильтрах создали для него благоприятную влажную среду, где он размножился, попал в квартиры, и мы получили новую болезнь. Другой пример: многие годы гепатит В был обычной инфекцией, передающейся половым путем, но с появлением шприцев, инъекций, разгулом наркотических средств заболевание стало быстро распространяться. Было время, когда не существовало антибиотиков. Изобрели, спасли людей от большого количества страданий, но одновременно изменили природный баланс и стали воспитывать антибиотикоустойчивые штаммы микроорганизмов, которые оказались гораздо злее, чем обычные микробы. Когда поменяли структуру питания, спровоцировали появление других болезней, того же ожирения.

Возьмем вирус гриппа, который выживает только за счет быстрого изменения, мутаций. Если бы он не изменялся, то мы бы давно перестали им болеть, потому что каждый переболевший приобретал бы иммунитет к вирусу. Уже более 30 лет у нас циркулируют штаммы H3N2, H1N1, и это уже запредельный срок для одного типа вируса. Значит, должна произойти их замена на более злые, и кандидаты уже появляются. Вирус гриппа очень хорошо переходит от птиц на свинью, а потом на человека или напрямую на человека, как было в Голландии два года назад на птицефабрике. Вот вам и "куриный" грипп...

Почему сейчас много клещевого энцефалита? Когда мы были нормальной страной и описали природные очаги клещей, то тогда же прописали меры по их санобработке. Тайгу с самолетов поливали... И не встречались с энцефалитом, по большому счету, лет 30. А в этом году уже появились тревожные факты, что если не энцефалит, то боррелиоз уж точно будет в Подмосковье. Веками в Башкирии и Татарстане существовала в природе такая болезнь, как геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС), но вспышек заболеваемости не было, поскольку мы следили за численностью и за обработкой полевых грызунов, которые ее переносят. Когда перестали проводить обработку, а голодный городской житель пошел в лес по грибы и ягоды, тут же получили вспышки заболеваемости. А это тяжелейшее заболевание, которое страшно бьет по почкам. Вот и получается, что, с одной стороны, мы лезем в природу и что-то в ней нарушаем, провоцируя возникновение инфекций, а с другой стороны - беда идет от нашей, скажем так, бедности. Губернатору зачем платить за то, что еще до поры до времени не стряслось, на обработку какую-то?..

Мы себя возомнили венцом творения... и расплачиваемся за это. Ведь сама природа не так быстро создает новые виды микроорганизмов. Там идет своя биологическая жизнь. Представьте, что на вашем столе есть сколько-то там десятков или тысяч микробов и они там спокойно между собой выясняют отношения. А мы взяли и сделали стол стерильным, отмыли, бактерицидными лампами обработали. При этом у каждого взрослого человека где-то есть стафилококк (десны кровоточат, кариес, гнойничок на шее или заусенец воспалился), и вот у этого стафилококка вдруг на стерильной поверхности не оказывается естественных микробов-конкурентов, плюс он еще начинает приспосабливаться к дезинфектантам, которые применялись, и становится таким злым, что дети в палате роддома просто начинают "сгорать" в течение суток, по 11-12 младенцев... Ведь так это и было в Свердловской области. А ребенок - это фактически комочек воды - прекрасный материал для размножения микроба.

И чем дольше живет человек, тем сильнее он вмешивается в природу и тем жестче она ему отвечает. Мы описали около 5 тысяч видов вирусов, а еще есть сотни тысяч, о которых мы даже не знаем. Они так же развиваются, эволюционируют, как и мы с вами, и какой наш следующий шаг спровоцирует их активность по отношению к человеку?..

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно