Примерное время чтения: 8 минут
199

Согласно букве закона (22.04.2004)

На вопросы читателей отвечает юрист Андрей ГОРБЕНКО

Как оформить инвалидность лежачему больному?

Три месяца назад перенесла инсульт, в результате чего потеряла способность самостоятельно передвигаться. В настоящее время мне должны оформить инвалидность, но как это сделать? Ходить-то по инстанциям я не могу.
А. И. С а в а т е е в а, Сочи

СТАТЬЕЙ 1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (в ред. от 23 октября 2003 г.) предусмотрено, что признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы в порядке, установленном правительством РФ. В настоящее время порядок признания граждан инвалидами установлен Положением о признании лица инвалидом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965 (в ред. от 26 октября 2000 г.).

Пунктом 2 этого Положения установлено, что признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности. Медико-социальная экспертиза гражданина производится по месту его жительства. В случае, если в соответствии с заключением учреждения здравоохранения лицо не может явиться в учреждение по состоянию здоровья, медико-социальная экспертиза производится на дому, или в стационаре, либо заочно на основании представленных документов.

Направление на медико-социальную экспертизу осуществляется в соответствии с разделом II Положения учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения. В направлении учреждения здравоохранения указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состоянии компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.

Порядок проведения медико-социальной экспертизы урегулирован разделом III названного выше Положения. В частности, п. 12 Положения установлено, что проведение медико-социальной экспертизы осуществляется по письменному заявлению лица, направленного на такую экспертизу, либо по письменному заявлению его законного представителя. Основания для признания гражданина инвалидом указаны в п. 14 Положения:

  • нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектов;

  • ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

  • необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.

В случае признания гражданина инвалидом специалистами учреждения, проводившего медико-социальную экспертизу, в месячный срок разрабатывается индивидуальная программа реабилитации (п. 22 Положения).

Льготы, предоставляемые гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами, указаны в главе IV Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ. Эта глава предусматривает значительный перечень медицинских, социальных, профессиональных и иных мер, направленных на обеспечение жизнедеятельности инвалидов, в том числе бесплатное лекарственное обеспечение, жилищные льготы, обеспечение необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, льготы в оплате телефона и пр.

Не каждый военный получит две пенсии

Прослужил в Вооруженных силах СССР 25 лет. Уволился в запас в 1978 году. До выхода на пенсию в 2002 году работал на предприятии заместителем начальника отдела кадров. Имею ли я право на получение второй пенсии?
А. В л а с о в, Краснодар

СТАТЬЕЙ 4 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ (в ред. от 11 ноября 2003 г.) установлено, что гражданам из числа военнослужащих устанавливается пенсия по государственному пенсионному обеспечению. В настоящее время пенсии этой категории граждан назначаются и выплачиваются в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (в ред. от 30 июня 2003 г.). При этом п. 2 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ предусмотрено, что гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Фдерации, устанавливается одна пенсия по их выбору. Исключения из этого правила содержатся в п. 3 названной статьи. Так, право на получение двух пенсий имеют лица, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, а также участники Великой Отечественной войны. Этой категории граждан может быть назначена пенсия по государственному пенсионному обеспечению и трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (в ред. от 29 ноября 2003 г.). Поэтому если вы не являетесь инвалидом вследствие военной травмы или участником Великой Отечественной войны, то права на получение двух пенсий у вас нет.

Участок можно выкупить

Более 10 лет арендую земельный участок. Могу ли я стать его собственником и если да, то что для этого нужно сделать?
А. К о в ш о в, Ставропольский край

ГРАЖДАНСКОЕ законодательство допускает выкуп арендованного имущества. Согласно ст. 624 ГК РФ в законе или договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены. Если условие о выкупе в договоре аренды не предусмотрено, оно может быть установлено дополнительным соглашением сторон, которые при этом вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену. В ГК также указано, что законом могут быть установлены случаи запрещения выкупа арендованного имущества.

Аренда сельскохозяйственных земель имеет свои особенности. Статья 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24 июля 2002 г. (в ред. от 7 июля 2003 г.) предусматривает, что переданный в аренду земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может быть приобретен в собственность арендатором по его рыночной стоимости. Однако это возможно лишь по истечении 3 лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования такого земельного участка. Вместе с тем согласно названному закону момент начала приватизации земель сельскохозяйственного назначения определяется законом субъекта РФ. И если в соответствующем субъекте этот "момент" отсрочен на несколько лет (как, кстати, в вашем Ставропольском крае - на 49 лет), то, естественно, до истечения этого срока гражданин не сможет выкупить такой участок в собственность.

...И для дедушки, и для внучки

ЖИТЕЛЬ Татарстана Н. Седойкин обратился в Конституционный суд республики с жалобой на нарушение его конституционных прав. Он полагал, что как бывший несовершеннолетний узник фашизма имеет право наравне с инвалидами Великой Отечественной войны пользоваться 50-процентной льготой по оплате жилплощади и коммунальных услуг. Причем не только он, но также и живущие вместе с ним дочь и внучка.

ПРИ РАССМОТРЕНИИ жалобы Конституционный суд Татарстана пришел к выводу, что оценить постановление Кабинета министров Татарстана в части, касающейся сути жалобы, возможно только с учетом оценки федерального законодательства, прежде всего это Федеральный закон "О ветеранах", а также постановление Совмина СССР, еще в 1981 году утвердившее Положение о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих. Поэтому Конституционный суд Татарстана и обратился с соответствующим запросом в Конституционный Суд Российской Федерации.

В результате Конституционный суд РФ принял сторону истца, установив, что льготы по оплате за жилье и коммунальные услуги, которыми пользуются инвалиды войны и приравненные к ним по материально-бытовому обеспечению бывшие несовершеннолетние узники фашизма, распространяются и на членов их семей.

Льготы бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлены Указом Президента РФ в 1992 году, фактически приравнявшим их к категории инвалидов Великой Отечественной войны по материально-бытовому обеспечению. Таким образом, на несовершеннолетних узников фашизма распространялось и постановление Совмина СССР от 23 февраля 1981 г., утвердившее Положение о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих.

В 1995 году был принят Федеральный закон "О ветеранах", в котором указано, что 50-процентная льгота по оплате жилплощади, предоставляемая инвалидам войны, распространяется и на членов семьи. В пункте же, который говорит о льготах по оплате коммунальных услуг, "члены семьи" не указаны.

Но когда принимался этот закон, Положение о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих 1981 года не было отменено. Согласно же этому Положению льготы по оплате жилья и коммунальных услуг распространяются также и на членов семей инвалидов войны. Так возникла своего рода правовая коллизия, в результате которой суды разных инстанций принимали по искам граждан противоположные решения.

Эту неопределенность пытался преодолеть Минтруд, выпустив в 1999 году разъяснения о порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам и разослав соответствующие письма в субъекты Федерации. В них подчеркивалось, что льготы ветеранов не должны распространяться на живущих с ними членов их семей.

Конституционный Суд пришел к выводу, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством РФ, не могут быть отменены без равноценной замены. Установленные законом льготы должны распространяться не только на бывших несовершеннолетних узников фашизма, приравненных к инвалидам войны, но и на совместно проживающих с ними членов их семей. Иное означало бы отказ государства от выполнения ранее принятых обязательств.

При этом Конституционный Суд отметил право федерального законодателя вносить изменения в ранее установленные правила предоставления льгот и компенсаций. Однако при внесении таких изменений не должны нарушаться положения Конституции РФ, закрепляющие, что мы живем в демократическом правовом социальном государстве.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно