Сегодня у нас в гостях депутат Государственной думы РФ, член Комитета ГД по труду и социальной политике Валентина САВОСТЬЯНОВА.
Чиновник получает две пенсии
- ВАЛЕНТИНА Борисовна, пенсионная реформа в разгаре, о ней все время говорят, и все-таки большинство россиян весьма смутно представляют - из чего складывается или будет складываться их пенсия?
- Давайте вспомним, как это было раньше. Для назначения пенсии по старости на общих основаниях требовался стаж - у женщин 20 лет, у мужчин - 25 лет. Возраст выхода на пенсию был у женщин 55 лет, у мужчин - 60 лет. При этом сумма пенсии составляла 55 процентов от средней заработной платы. Плюс к ней добавлялся один процент за каждый год, проработанный сверх стажа.
С 1 января 2002 года создан принципиально иной пенсионный закон. Мы перешли от солидарной распределительной системы к индивидуальной принудительно-накопительной системе. Размер нашей пенсии теперь зависит от страховых взносов, отчисляемых в единый социальный налог работодателями.
По новому закону трудовая пенсия делится на три части: базовую, страховую и накопительную.
Базовая пенсия выплачивается абсолютно всем пенсионерам за счет единого социального налога (ЕСН) и зависит от возраста, инвалидности и количества иждивенцев.
После 1 января 2002 года базовая часть неоднократно индексировалась, и ее размер за это время увеличился на 38 процентов, но это увеличение, к сожалению, не перекрывает темпы инфляции.
Страховая часть пенсии определяется по очень сложной формуле (это отдельный разговор), и она также индексируется.
Что же касается накопительной части, то у сегодняшних пенсионеров и тех, кто выйдет на пенсию до 2013 года, ее просто нет.
- Каков сегодня средний размер пенсии?
- По расчетам специалистов, средняя пенсия сегодня чуть выше 1700 рублей, а вовсе не около 2000 рублей, как это постоянно утверждают идеологи пенсионной реформы. Что, согласитесь, весьма существенно для людей, живущих только на свою пенсию.
- Интересно, а какова пенсия у государственных чиновников?
- По непонятным для меня причинам государственные чиновники получают две пенсии. Причем их обычная пенсия по старости, как правило, максимальная, то есть несколько выше 2000 рублей. Кроме того, они получают еще одну пенсию - за выслугу лет, которая обычно значительно выше пенсии по старости. У некоторых высокопоставленных чиновников (например, бывших министров) размер пенсии достигает 14 000 рублей.
Восторжествует ли справедливость?
- В ПОСЛЕДНЕЕ время участились разговоры о снижении единого социального налога (ЕСН). Расскажите подробнее.
- За всех работающих граждан работодатели платят из фонда оплаты труда единый социальный налог (ЕСН). На сегодняшний день он составляет 35,6% от нашей заработной платы. В него входят 28% на пенсионное страхование, а остальное - на медицинское и социальное страхование.
При этом 35,6% платят граждане, годовой доход которых меньше 100 тысяч рублей в год. 20% с вас взимается, если ваша годовая зарплата колеблется от 100 до 300 тыс. руб., 10% - от суммы 300 до 600 тыс. руб., 2% - с суммы свыше 600 тыс. рублей.
То есть чем выше заработная плата, тем меньший процент с нее отчисляется в ЕСН.
Простой подсчет показывает, что при годовой заработной плате свыше 600 тыс. руб. в ЕСН взимается около 42 тыс. руб., а при заработке в 6 раз ниже (до 100 тыс. руб.) - 28 тыс. рублей. Справедливо ли это? Думаю, что нет. Такая же ситуация и с подоходным налогом. И низкооплачиваемые, и высокооплачиваемые работники платят одни и те же 13 процентов.
В Государственную думу еще в 2003 году был внесен правительством и принят в первом чтении законопроект о снижении ЕСН до 30 процентов. И сейчас рассматриваются различные варианты дальнейшего его снижения. Но кто выиграет от уменьшения ЕСН? Только работодатели и государство, а потеряют - пенсионеры. На мой взгляд, снижение социального налога подорвет финансовую основу пенсионного обеспечения. И на реальное увеличение пенсий в этом случае вряд ли стоит надеяться.
- Валентина Борисовна, объясните, пожалуйста, почему, принимая новые законы, мы напрочь отметаем все хорошее, что было в прежнем законодательстве. Ну как же можно было исключить из трудового стажа, да еще задним числом, отпуск по уходу за ребенком, учебу в вузах, северный коэффициент и прочее?
- Действительно, исключение этих нестраховых периодов очень влияет на размер пенсии. Поэтому депутаты предыдущего созыва более тридцати раз поднимали вопрос по нестраховым периодам. Трижды закон о включении их в общий стаж для расчета пенсии проходил в Думе полностью в трех чтениях. Но он блокировался - первый раз на уровне президента, второй и третий - на уровне Совета Федерации. И преодолеть вето мы, к сожалению, не смогли.
Тогда часть депутатов ГД обратились в Конституционный суд. Мы пытались объяснить, что люди строили свою жизнь, опираясь на старые законы. Все, кому сегодня больше тридцати, рассчитывали, что годы учебы в училищах, техникумах, высших учебных заведениях войдут в их общий трудовой стаж. Но по новому законодательству учитывается не общий стаж, а только страховой. Получается, государство обмануло своих граждан. Однако Конституционный суд наши доводы не убедили, а органа выше в нашей стране просто нет.
Существенная недоработка нового закона заключается еще и в том, что до сегодняшнего дня не определена стоимость таких важных нестраховых периодов, как уход за ребенком и служба в армии. Я подготовила и внесла на рассмотрение в ГД законопроект, который устраняет этот пробел в законодательстве. Он предусматривает "установление страховых взносов в размере 14%, учитываемых при исчислении размера пенсии для одного из родителей, осуществляющих уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также лиц, проходящих военную службу по призыву, начисляемых, соответственно, на суммы минимального месячного размера оплаты труда и денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за счет средств федерального бюджета". Но сразу же получила отрицательное заключение правительства.
Впрочем, мы еще будем рассматривать этот законопроект на заседании Комитета ГД по труду и социальной политике. Я считала и считаю, что такие нестраховые периоды, как служба в армии или уход за ребенком, крайне важны для нашего государства и оно должно оплачивать их из федерального бюджета. Поэтому наш комитет будет работать и с правительством, и с Пенсионным фондом до тех пор, пока не восторжествует социальная справедливость.
Увеличат ли пенсионный возраст
- СЕЙЧАС много говорят о повышении пенсионного возраста.
- Пока все остается без изменений. Женщины уходят на пенсию в возрасте 55 лет, мужчины - в возрасте 60 лет. Есть профессии (например, врачи, учителя и артисты), которые и раньше и теперь могли выйти на пенсию на пять и более лет раньше установленного срока. По выслуге лет.
Но начиная с момента рассмотрения пенсионной концепции и до настоящего времени постоянно идут серьезные разговоры о поднятии пенсионного возраста.
Вот сейчас правительство уменьшает единый социальный налог, и, надо полагать, вопрос об увеличении пенсионного возраста поднимется вновь.
- Но ведь в нашем обществе и сегодня существует безработица для людей старшего поколения. Законодательно мы можем сколько угодно увеличивать рабочий возраст наших граждан, а на практике найти работу в возрасте 50 лет просто нереально.
- Даже если человеку немного за сорок и он потерял работу, устроиться на новую очень сложно. Да еще, не дай бог, если он был на инвалидности, а потом стал трудоспособным. Эта проблема особенно остра в малых и средних городах России.
Хочется надеяться, что со временем психология наших работодателей начнет меняться и таких жестких рамок не будет. Причем они ведь неписаные, по закону никаких возрастных ограничений для принятия на работу нет. Более того, многие предприятия нуждаются именно в опытных специалистах, но при наборе кадров предпочтение все равно отдается молодым.
Грозит ли нам безбедная старость
- ВОЗВРАЩАЯСЬ к вопросу о накопительной части нашей пенсии: может быть, нам действительно стоит доверить эти деньги негосударственным пенсионным фондам?
- Законодатель дает нам право выбора. Либо вы оставляете вашу накопительную часть в Пенсионном фонде России, либо отдаете ее управляющим компаниям, а с 2004 года вы можете доверить накопительную часть еще и негосударственным пенсионным фондам. Но в этом случае все риски вы берете на себя.
- Валентина Борисовна, а где вы храните свою накопительную часть?
- А у меня ее просто нет. Накопительную часть имеют лишь те лица, которым 1 января 2002 г. было меньше 45 лет. А все, кому на этот момент оставалось до пенсии меньше десяти лет, не имеют накопительной части. Хотя я считаю, что это несправедливо. Во-первых, люди всю жизнь работали, во-вторых, регулярно делали отчисления в Пенсионный фонд. Государство обязано было предусмотреть накопительную часть для всех, в том числе и для нынешних пенсионеров. Просто в последнем случае это нужно было сделать за счет федерального бюджета.
- А что происходит с накопительной частью, если человек умирает? Семья может претендовать на эти деньги?
- Вот сейчас люди два года страховались. И вдруг кормилец умирает, не дожив до пенсионного возраста. Семья имеет право получить эти деньги. Но это, повторяю, в том случае, если умерший не дожил до пенсионного возраста.
Если человек хотя бы раз получил пенсию с накопительной частью, оставшиеся деньги будут перечислены в резерв Государственного пенсионного фонда независимо от того, где будет находиться накопительная часть пенсии - в управляющей компании или негосударственном пенсионном фонде.
- Так как же все-таки, на ваш взгляд, обеспечить себе безбедную старость?
- Залог нашей счастливой и спокойной старости - наши дети. Не жалейте денег на их развитие и образование, и со временем они начнут отдавать долги. Во всяком случае, очень хочется в это верить...