В идеале женское счастье выглядит, наверное, так: любимый и любящий муж рядом и ты за ним - как за каменной стеной. Здоровые, умные, одаренные дети. Любовь, взаимопонимание, взаимоуважение и устойчивый достаток в доме. Общность интересов, уют, порядок, гармония.
Достаточно для счастья? По-моему, вполне.
Если какого-то пунктика из этого перечня вдруг недостанет... ну, не беда.
Если недосчитаетесь половины - плохо...
А если больше половины, то это уже несчастье.
Раcсчитывать на себя
...АХ, КАК хорошо все в жизни начиналось, как прекрасно складывалось у Марины Черновой из города Дзержинска... Две девочки-сестрички жили не тужили в образцовой советской интеллигентной семье: мама и папа - оба инженеры, оба руководители...
Девочки с малых лет приобщались к высокой культуре: живописи, музыке, литературе.
Марина окончила музыкальное училище по классу фортепиано, работала в музыкальной школе в рабочем поселке, затем 10 лет в детском саду музыкальным руководителем.
В эти 10 лет вписалось и неудачное замужество. Неудачное в том смысле, что суженый сделал свой выбор в пользу распроклятого алкоголя. Ни дочь-крохотуля, ни жена не смогли удержать его в семье - покатился...
Дочка Катенька часто болела. Горе-папаша на пороге не появлялся и материально не помогал. Марина выбивалась из сил, разрываясь между дочкой и работой.
Снова вышла замуж. Новый муж - преуспевающий коммерсант. Совет да любовь. Родилась Сашенька. Можно было какое-то время не думать о "хлебе насущном" - занялась домом, детьми, собой. Всевечное, святое, женское дело. Однако и новый муж, так уж случилось, не выдержал удара судьбы - неудач в бизнесе, - сломался, опустил руки, ушел в депрессию...
Она поняла: нужно рассчитывать только на себя. Детей никто не накормит, кроме нее самой. Да она бы и не хотела, чтобы это делал кто-то другой. Марина уже точно знала, что ее профессия семью не обеспечит. А значит, нужно принимать какое-то новое решение. Непростое решение. Но какое?
Кормилица
В 97-М ГОДУ она взяла в кредит "жигуль"-"копейку". Старенький, ломкий. И занялась красавица с высшим музыкальным... частным извозом. Поначалу "дикарем подтаксовывала" (ее выражение), а потом официально была зачислена в ряды таксистов-частников. "Лимузин" постоянно ломался, и весь невеликий заработок уходил на ремонт. Лишь самые крохи оставались на пропитание.
Любопытный факт: Марина ни с того, ни с другого мужа, "подаривших" ей дочерей, не получает алиментов. Принципиально.
- Это же нужно судиться. А я не могу подавать в суд на человека, с которым когда-то делила постель, - говорит Марина Александровна.
Ну а через год бывший муж взял машину покататься и... разбил ее вдребезги! И Марина вместе со своими девочками осталась вообще без средств к существованию. Кормилица "копеечка" превратилась в хлам. Такое отчаяние было - жить не хотелось! Падала на тахту и часами ревела от безысходности.
Верный друг Оля Гаршина пришла на выручку: "Вытирай сопельки, подруга, бери мою машину и работай во все лопатки..."
Не в аренду, не в залог, не в долг - просто так бери и пользуйся!
Вы много видели таких друзей? Оказывается, есть еще такие...
Двужильная
РАБОТАЛА Марина чуть ли не сутками. Ночь-полночь, а хрупкая миловидная женщина развозит по городу пьяных мужиков. Пристают, не без этого, в любви объясняются. "Да, я, конечно, "девушка по вызову", - дает она отвод очередному ухажеру, - но по другому профилю. Извините".
- По две пачки за день стала выкуривать. Для успокоения. Ругаться научилась. А куда же денешься? Клиентура такая...
Однажды "такая клиентура" чуть жизни не лишила. Хотели задушить, выручку отнять пытались - гроши ведь, а польстились. Уже сознание потеряла, но люди добрые увидели, вызвали милицию, и негодяев через несколько минут задержали.
- После этого случая страшновато было выходить в ночную смену? - спрашиваю Марину Александровну.
- Да и в дневную страшновато, сказать по правде... Но есть такое понятие - надо! Надо кормить детей. Надо зарабатывать. Другого пути у меня на сегодняшний день нет. Встаю и иду.
- Вы с клиентами торгуетесь? Конфликты по этому поводу возникают?
- Никогда. Бывает, и бесплатно вожу. Бабушка старенькая, например, просит подвезти, ну что с нее возьмешь? Или мальчика больного соседского как-то целый месяц возила в больницу - церебральный паралич. А однажды пьяненький клиент со мной на каждом светофоре "стольником" расплачивался. Я ему говорю: "Вы уже один раз заплатили, хватит, спасибо". А он снова вынимает сторублевку, кладет на панельку: "Сколько раз хочу, столько раз и плачу".
С весны этого года Марина перешла на грузовое такси: клиенты посолиднее и оплата поприличнее. На "Газели" отныне гоняет Марина Александровна. За лето в один только Ростов четыре раза обернулась. Полторы тысячи километров туда, полторы обратно. Тамошние гаишники пришли в восторг, когда впервые увидели Марину за рулем.
- Чьих кровей будете, казачка?
- Нижегородских, казачок!
- Впервые в жизни встречаю бабу-дальнобойщика! Как же ты выдерживаешь, милая? Мужики валятся, а ты?
- Так я же двужильная...
Помню о детях
- А ВДРУГ уснете за рулем? - задаю каверзный вопрос.
- Не усну, - твердо говорит Марина. - Я помню о детях...
- Но ведь тяжело?
- Не то слово. Но... я помню о детях. Однажды ехала из Ростова - 800 километров под проливным дождем! Да еще с перегрузом. Жуткая поездка! Потом и дождь кончился, и "дворники" выключила, а они все мелькали и мелькали у меня перед глазами. Долго еще мелькали: туда-сюда, туда-сюда...
Марина Александровна с дочерьми живет на съемной квартире. Семейное общежитие. Общий коридор. В комнатке уютно. Чисто, опрятно и все в цветах. Мама фиалки разводит, Катя кактусами увлекается, Саша собирает все подряд. Под ногами сиамская кошка путается...
- Четыре женщины в семье (включая кошку), и у каждой свой характер, - смеется Марина, - попробуй тут разберись. Но живем дружно. Когда нам ссориться? И чего делить? Я прихожу с работы и буквально валюсь с ног. За столом засыпаю. Катька у меня молодец! Весь дом на себе тянет: и готовит, и убирает, и стирает... Вот в чем мне повезло, так это в детях! Катька заканчивает Политехнический университет. Саша в четвертом классе - круглая отличница! Грамота на грамоте. В конкурсе "Золотое перо" победила. Стихи пишет, басни, рассказы... Французский язык с детского сада изучает. Мои дети - моя гордость и радость! Было бы им хорошо, и мне больше ничего не надо.
- Марина, но ведь вам только... сорок лет... Вы же прекрасно выглядите... Вдруг да что-то такое случится еще... Шар земной, например, перевернется!
- Нет-нет, я на этом поставила крест... Хорошие все разобраны, а плохого нам не надо. Я ведь в первую очередь думаю о детях - как им будет: хорошо или плохо?
- А если вдруг принц великолепный, да на белом коне?
- Ну разве что на белом... А вообще-то я Валерку, мужа своего последнего, часто вспоминаю. Хороший он все-таки человек! Только слабовольный. Сашка его очень любит. И он ее обожает. И Катьке он много дал. Я о нем хорошо вспоминаю. Очень хорошо...
- Если вернется - примете?
- Конечно!
Я заметил, как в ее глазах заблестели слезы.
Как же мало нужно женщине для счастья - был бы милый рядом.
А еще ей на концерт фортепианной музыки очень хочется в Концертный зал. Когда-то в юности бегала на Рихтера, Гилельса... И с тех пор не была.
Неужто это так уж несбыточно нынче? А?