Примерное время чтения: 4 минуты
179

Воспитание независимости

Как и чему учится наш малыш? Маленькому человечку, недавно пришедшему в этот огромный мир, предстоит огромный труд. Он учится есть, ходить, читать, завязывать шнурки на ботинках и не дергать кошку за хвост. Он растет. Он становится Человеком. Мы, взрослые, можем научить ребенка не только держать ложку и здороваться с соседями. Мы можем - и должны - помочь ему стать Личностью.

ПЕРВЫЕ несколько лет ребенок активно осваивает жизненные навыки с помощью способности, которая есть у каждого разумного новорожденного существа: способности к подражанию. Малыш подражает взрослым, старшим детям, сверстникам. Пока нас радует и забавляет его стремление научиться быть таким, как все.

Но пройдет еще совсем немного времени - и акценты сместятся, критерии изменятся. Важно будет не научить ребенка "делать, как все" - важно будет научить его делать правильно.

Для того чтобы ориентироваться в проблеме нравственного выбора "правильно - неправильно", малышу надо уметь воздерживаться от слепого подражания. Воспитывая в нем способность к независимости, мы можем помочь ему - причем сделать это в приемлемой для него игровой форме.

Уже в возрасте около трех лет малышу можно предложить игру "все наоборот". Вы выполняете действие - он делает противоположное. К примеру, вы поднимаете вверх красную игрушку - он поднимает зеленую. Вы поднимаете зеленую - он поднимает красную. Вы опускаете руку вниз - он поднимает ее вверх, и наоборот.

Попросите ребенка научить вас чему-нибудь из того, что он узнал в детском саду. К примеру, показать, как лепится грибок из пластилина или рисуется цветок. Помимо повторения приобретенных навыков ваш сын (дочь) будет осваивать новый социальный образец поведения: он будет выполнять роль обучающего. Общение с вами на равных поднимет самооценку ребенка. Кроме того, у него появится дополнительный стимул быть более внимательным на занятиях в детском саду: ведь, чтобы научить вас, ему придется хорошо овладеть этим самому.

В ролевых играх давайте ребенку возможность не только побывать на месте воспитателя, учителя, но и исправлять ваши неточности. Сознательные ошибки в ваших действиях заставят ребенка учиться контролировать процесс. Игра в школу или детский сад - хороший способ научить его уверенно ощущать себя на месте лидера. Кроме того, критичное отношение к действиям взрослых поможет ребенку в будущем свободнее ориентироваться в нравственных ценностях: правильно не то, что делает другой человек, а то, что он должен делать.

Во время проведения соревнований в игровой форме (кто быстрее и лучше выполнит какое-либо действие) иногда стоит давать ребенку возможность одерживать над вами победу. Подобные "поддавки" помогут малышу ощутить себя на равных со взрослым. Кроме того, ребенок, который знает "вкус победы", будет более активен в будущем. Стремление побеждать важно не только для спортсменов.

Вовлекайте по возможности в подобные игры других взрослых. Попросите бабушку, или отца, или пришедшую в гости подругу побыть в роли обучаемых: хотя бы позволить малышу научить их рассказывать с выражением маленький стишок. Это поможет малышу осознать себя включенным в окружающую жизнь, в мир взрослых.

И напоследок более общая рекомендация: старайтесь во всем воспитательном процессе придерживаться демократического стиля общения с ребенком. Обсуждайте с ним проблемы, доступные его пониманию. Выбирайте форму совета, а не приказа ("Я думаю, тебе сегодня лучше надеть теплую куртку" вместо "немедленно оденься потеплее"). И не стесняйтесь признать собственную неправоту: это не уронит ваш авторитет в глазах малыша, чего так боятся многие родители, а его научит умению признавать свои ошибки. Помните, что дети авторитарных родителей вырастают, как правило, либо излишне задавленными и неуверенными в себе, либо чересчур агрессивными, копирующими жесткий, авторитарный стиль общения.

Разумеется, демократизм во взаимоотношениях с ребенком не должен превращаться во вседозволенность. Но это - тема другого разговора.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно