Как в наши безумные времена решиться родить ребенка, да еще и не одного, - для многих неразрешимая задача. Одни не хотят "плодить нищету", другие сомневаются, смогут ли быть достойными родителями, третьи просто боятся. Наши героини тоже сомневались, но сегодня их сомнения бегают по дому, требуют поточить карандаши и помочь приготовить уроки. Рассказывают "реальные мамы".
Мальчик и ещё мальчик
Анжела, 27 лет, Владикавказ. У нее два сына - 4 и 2,5 лет, отличный муж, квартира и работа врача-невропатолога.
ВСЕ это за 5 лет. А мне уже 30. Квартиру снимаю, любимый муж появился полгода назад, детей нет, правда, работа приличная. А 5 лет назад, когда Анжела сразу после мединститута засобиралась замуж за не слишком удачливого мелкого предпринимателя, я первая стала ее отговаривать.
- У тебя впереди интернатура и блестящее будущее, а ты меняешь все это на кастрюли! Ну хотя бы детей сразу не заводите.
Дети завелись сразу, один за другим. Оба с трудом выношенные, родившиеся с маленьким весом и часто болевшие. Я продолжала жужжать:
- Ну и чего ты добилась? У мужа дела не идут. Свекровь ногу сломала, у младшего дисбактериоз, а вся твоя врачебная карьера полетела в тартарары.
Тем временем я уже поступила в аспирантуру, поменяла одну достаточно престижную работу на более высокооплачиваемую и с пренебрежением смотрела на тщетные усилия мужа Анжелы подзаработать. И не замечала, как он ловко управляется со старшим, когда жена с младшим в больнице. Как он умеет варить обед и принимать гостей, как помогает ей во всем. А в ответ подруга не только не корила его за финансовые неудачи, но поддерживала и внушала оптимизм. Даже когда они ели одну гречку на завтрак, обед и ужин.
Пацаны росли, и уже старший считал своим долгом защищать и опекать младшего. Заговорили они одновременно с правильными "р" и "л". В садик тоже пошли с радостью, теперь учат маму жить.
Сейчас позади все пеленки, ползунки, у отца семейства появился свой магазинчик. Говорит, что дети - это ответственность и сыновьям надо оставить семейный бизнес. Анжела залезла в долги, но прошла курсы повышения квалификации, нашла больницу, где, может, и немного платят, но есть перспектива роста, и уже через полгода к ней стали обращаться тяжелобольные с просьбой лечить их на дому за немаленькие деньги. У нее уже пусть не громкое, но имя в среде коллег. Недавно огорошила меня признанием, что очень хочет дочку и, может быть, через год-полтора...
А я теперь все чаще и чаще думаю: и кто мне внушил, что дети и семья мешают карьере и спокойной жизни?
Двое без ревности
Наташа, 35, Москва. Замужем 14 лет, сыну 10, дочери 1,5 года.
МЫ ПОЖЕНИЛИСЬ, когда нам было по 21, а Сашу я родила в 25 - это был запланированный, желанный ребенок. Он был уникальным малышом: спал до самого утра, другие папы и мамы нам просто не верили. Муж очень помогал мне с первого дня, особенно в стирке пеленок, памперсы тогда только появились и были страшным дефицитом. И перестали им быть, как только в них отпала надобность.
В 9 месяцев Саша уже бегал, а к двум годам, когда его отдали в детский сад, уже мог полностью себя "обслуживать". Мы вообще с самого начала приучали его к самостоятельности - все-таки мужчина растет. Дочку я воспитываю немного не так - как девушку. И в сад, думаю, отдам попозже. Но обязательно отдам - хочу вернуться на работу... Дело в том, что до появления сына я работала инженером в КБ, мы проектировали "Буран", но во время перестройки все это развалилось. Я решила поменять специальность: уволилась, зарегистрировалась на бирже труда, оттуда меня направили на курсы практической психологии. Мне это так понравилось, что я решила учиться дальше, получила второе высшее. Сначала преподавала в институте, поэтому Сашу из сада забирала с половины дня - первый год он мало болел. Но, когда стал оставаться в саду дольше, началось... Ребенок, он ведь непредсказуем: ляжет спать абсолютно здоровым, а просыпается с больным горлом! Хорошо еще, что воспитательницами оказались две милые заботливые азербайджанки, у них "ходить за детьми" было в крови, малыши всегда были тепло одеты, накормлены и т. д.
Я стала работать в психологической консультации по часам. Ребенок рос, жизнь постепенно входила в накатанную колею, рожать второго я и не собиралась. Но тут я поехала в Грецию за шубой. Пока нас везли на место, мы проезжали один из храмов высоко в горах. Гид рассказал, что здесь есть чудотворная икона, помогающая женщинам, у которых возникают проблемы с беременностью. И две маленькие колыбельки - их надо было покачать. Так я и поступила и буквально через месяц забеременела. Более того, показала фото храма и иконы подруге - и скоро она сообщила мне, что тоже ждет ребенка!
Получилось, что разница у Саши и Алены - 9 лет. Сначала сын плакал: надеялся, что будет брат - партнер по играм. Хотя до сих пор не оставляет надежды сразиться с Аленой "в пистолетики"... Рожала я в том же роддоме, что и в первый раз, у того же врача - так случайно вышло. За неделю до родов поехала совсем в другую больницу, но выяснилось, что она закрывается "на чистку". Решила остановиться на проверенном роддоме, но лежать в платном отделении. И почувствовала разницу: сам процесс прошел одинаково удачно, а вот послеродовая палата... В первый раз я оказалась с тремя девушками, и та неделя прошла как в тумане: кто-то все время вставал, кто-то плакал, кто-то все время зажигал свет. Я тогда очень устала. А в палате-"одиночке" со всеми удобствами просто отдохнула, да и посещения разрешили сразу. Кстати, муж признал свою дочь среди десятка младенцев: она была точной копией Саши, такая же волосатенькая, но по-девичьи красивая.
Сейчас могу сказать, что за первого ребенка чувствуешь большую ответственность, "убиваешься", чтобы правильно кормить, пеленать, развивать... Со вторым проще, потому что ты понимаешь: ребенок ВСЕ РАВНО ВЫРАСТЕТ. Дашь ты ему сейчас "правильное" пюре или "неправильное", погуляешь с ним час или два. И от этого воспринимаешь свое дитя более радостно.
Ревности у старшего к младшей почти нет. У меня, как у психолога, есть свои секреты, как сделать так, чтобы старший ребенок не ревновал к младшему. Они простые, но, как ни странно, трудно выполнимые: на первых порах сыну уделяли больше внимания, чем до этого. Когда я говорила с маленькой Аленкой, то все время имела в виду обоих детей: "Какие вы у меня красивые, какие умницы!" А особую нежность к дочке проявляла только тет-а-тет. Папа взял на себя больше заботы о старшем: постоянно ездил с ним куда-нибудь, водил в кино, дельфинарий и т. д. По мере сил сына мы поручали ему заботиться о сестре, но только так, чтобы было не в тягость, не перегружали. В результате Саша почувствовал не только ответственность, но и гордость за то, что у него есть Аленка. Школьным приятелям он с деланой небрежностью сообщал: "Да, маленькая, но сестра".
5 лет в одном пальто
Светлана, 28 лет, Архангельск. Замужем 11 лет, два сына - 10 лет и 4 года.
Я ЗАБЕРЕМЕНЕЛА Костей, когда мне было 17 лет, а Саше - 19. Года за три до этого счастливого момента Саша переехал с родителями в квартиру, которая находилась прямо под той, где жила я с мамой и младшим братом. Мы сразу подружились, начали тусоваться в одной компании, ну и влюбились друг в друга... Я знала о том, что надо предохраняться, и знала, как это надо делать, но относилась к этому вопросу совершенно безалаберно. Мама первая обратила внимание на мою "задержку" и отправила провериться в женскую консультацию. "У вас беременность пять недель... Что будем делать?" - На какое-то мгновение ответ гинеколога поверг меня в шок, но я твердо ответила: "Рожать". И тут же сообщила "радостную" новость Саше, который сидел в коридоре в ожидании меня. Через два месяца мы сыграли свадьбу. Я совершенно не пропагандирую ранний брак, но что сделаешь, если так случилось, если люди нашли друг друга в юном возрасте?
Своей квартиры у нас, естественно, не было, денег тоже (мы оба учились), а через месяц после свадьбы Саню забрали в армию. И во время рождения Кости его не было рядом со мной. Потом Саша перешел на контрактную службу недалеко от дома, но зарплату ему задерживали (это же было начало 90-х годов), и нашу семью спасал только продуктовый паек. Я пять лет носила одно пальто... Но при этом у меня не было отчаяния или паники. Я чувствовала себя безумно счастливой женщиной! У нас с Сашей рос замечательный ребенок, и мы любили друг друга! Ну и что, что у Кости не было памперсов, дорогих игрушек и навороченных бутылочек. У младшего Дениса уже были и бутылочки, и любую смесь мы могли ему купить, однако до 2 лет и 2 месяцев он признавал только мою грудь. Для маленьких главное, чтобы родители любили и заботились о них. И вообще, я не понимаю, когда говорят, что ребенок чему-то мешает: учебе или карьере. С Костей до самых родов я училась в техникуме, когда ему был год, снова продолжила учебу и защитилась на "отлично", потом заочно получила высшее образование (красный диплом) и стала работать главным бухгалтером. Начальник был ужасно недоволен моей беременностью вторым сыном, тут же предложил написать заявление, что я отказываюсь от рабочего места после декретного отпуска. Ничего, пережила, а потом нашла другую работу. Хорошо, что бухгалтерия позволяет иногда работать на дому. Это меня спасало при воспитании Дениса, да и старший Костя помогал. Он очень ждал младшего братика, всегда помогал мне за ним ухаживать, мог и памперсы поменять, и помыть Деньку. А сейчас, когда одному сыну 10 лет, а другому четыре года, они заняты друг другом, вместе любят играть на компьютере или в прятки. Иногда, конечно, дерутся или балуются, как все дети. Вот недавно к нам пришли гости, и, пока взрослые сидели в столовой, дети полили вишневым компотом соседку снизу...
Муж руководит закупками для одной очень крупной торговой компании Архангельска, часто бывает в командировках, да еще и получает второе высшее образование. Кстати, к рождению второго сына муж подарил мне четырехкомнатную квартиру. Теперь Саша мечтает о дочке. С точки зрения физиологии Костю я родила очень легко (яблоки втихаря грызла, когда уже пора было приступать к делу), а Денис дался мне значительно сложнее, особенно болезненными были три послеродовых дня. Помню, Саша стоял под окнами роддома, а я кричала ему в окно: "Девочку пойдешь рожать сам!" А сейчас я и сама хочу дочку.