КАК ТЫ думаешь, поздравить мне его с днем рождения или нет? - Надя задавала мне этот вопрос уже в пятый раз за сегодняшний день.
- Конечно. Это хороший повод пообщаться с человеком, которого ты любила и, возможно, еще любишь. Тебе ведь этого хочется.
- Но он же меня с днем рождения не поздравлял.
- Зачем же копировать чужое хамство?
- Ты такая умная, - обрадовалась Надя и схватилась за трубку. А я подумала: дело не в уме, а в опыте. Я в свое время набила немало шишек, ибо полагала, что с людьми нужно поступать так же, как они поступают с тобой.
* * *
Это было в самом начале моего романа с будущим мужем. Он поздно возвращался с работы и поэтому звонил мне обычно далеко за полночь. Я не возражала против столь поздних звонков, хотя и жила в коммунальной квартире с общим телефоном. Просто договорилась с соседями, что поздно вечером буду забирать аппарат к себе в комнату.
Однажды мне нужно было срочно переговорить с ним. Было поздно, но я набрала номер. Трубку сняли, и послышался заспанный голос его мамы: "Девушка, а вы знаете, сколько сейчас времени!" Таковым было мое первое общение с будущей свекровью.
Свой имидж я подпортила еще больше во время первой встречи с Алевтиной Петровной. Сергей так страстно желал, чтобы я понравилась его маме, что по-дружески посоветовал мне пока не говорить ей о своих жилищных проблемах и не упоминать о том, что я журналистка: якобы мама в свое время пострадала от нелестной публикации.
Это теперь я понимаю, что мой муж никудышный психолог и что нужно поступать всегда так, как считаешь нужным. Тогда я боялась встречи с суперкультурной матушкой, вдовой известного партийного работника, и считала, что сыну лучше знать, как себя с ней вести.
Заметив смущение, Сергей решил приободрить меня:
- Не волнуйся, моя мама обычный человек, сама рассказывала, как попала впросак, впервые принимая у себя в гостях министра легкой промышленности, что-то она там напутала в сервировке.
Судя по всему, эпизод с первым приемом министра был любимым в семье, потому что мне его мама тоже рассказала. Оказывается, она тогда из экономии места на столе не поставила пирожковых тарелок...
Чтобы показать, что тоже не лыком шита, я рассказала, как была в гостях у одного генерала.
- Твой папа военный, как ты оказалась у генерала в гостях? - спросила мама. Памятуя заветы Сергея, я побоялась ответить, что брала у того интервью:
- Я училась с дочерью генерала в одном классе, - сказала я и ни капельки не покраснела.
Когда бутылка шампанского была отпита наполовину, я уже походила на бравого Хлестакова, рассказывающего о том, что суп ему привозят в кастрюлях из самого Парижа. Разница между мной и гоголевским персонажем была лишь в том, что Хлестаков врал сам по себе, а я сочиняла истории в ответ на хвастовство матушки.
Так начались наши с ней соревнования "по крутизне". Одновременно росла натянутость в отношениях. Соревнования могли бы зайти очень далеко, если бы однажды я не поняла, что каждой из нас всего-то и надо: быть по достоинству оцененной. И что хвастаться мама начала не потому, что считает простую девушку недостойной ее сына. А потому, что одинокая женщина предпенсионного возраста соскучилась по восхищенному взгляду, направленному в ее сторону.
- Алевтина Петровна, я угостила вашими пирожками свою соседку по коммуналке. Она в полном восторге, вы не будете против, если я запишу для нее рецепт? - собрав волю в кулак, выпалила я во время нашей очередной встречи.
- Конечно, запиши, - глаза будущей свекрови по-доброму засветились. - Не знала, что у тебя нет отдельной квартиры. А ведь я тоже когда-то жила в коммуналке, это были самые интересные годы в моей жизни...
С тех пор мы с Алевтиной Петровной всегда находим общий язык.
* * *
А у Наденьки скоро свадьба. Тот звонок она совершила вовремя: любимый сидел в пустой квартире и грустил, вспоминая, как весело они проводили время всего несколько месяцев назад. Его день рождения они отпраздновали как общий.