ПУТЕШЕСТВОВАТЬ налегке всегда приятно. Собрал чемоданчик с чистыми носками - и вперед. Другое дело - глобальный переезд из страны в страну со всем скарбом. Впрочем, наши читатели знают об этом не понаслышке. "Пережить" путешествие через весь мир - из Бразилии в Казахстан - пришлось и нашему корреспонденту.
Даша - чау, Миша - чау
ГОРЫ багажа - это еще полбеды. Главная проблема, что в этом самом багаже нужно было провезти Дашу и Мишу. Не оставлять же любимцев сиротами в Рио-де-Жанейро.
Для начала оформляем документы на двух собак породы чау-чау. У псинок должны быть сертификаты обо всех прививках (причем прививку от бешенства положено сделать минимум за полгода до путешествия). Благо у нас был доктор, который "вел" собак практически с их рождения, так что с прививками и справками сложностей не возникло. Следующее требование - документ на право перевозить собак в машине на территории Бразилии. Его мы выхлопотали в местном отделении министерства сельского хозяйства. И наконец - международное ветеринарное свидетельство. Его нужно было получать непосредственно в аэропорту, в тамошнем ветеринарном контроле. Мы специально приехали туда за день до вылета. В процессе оказалось, что наш доктор неправильно заполнила какие-то бумаги, и нас чуть не отправили обратно за 200 км за исправленной версией. Правда, в итоге, к счастью, сжалились и ограничились факсом от ветеринара.
Билеты для собак - отдельная история. Авиакомпания "Люфтганза", рейс прямо до Алматы. Мой билет - 2300 долларов. Два собачьих - 3000 баксов. При этом норма бесплатного багажа - всего 20 кг! Пришлось купить билеты на British Airways и лететь сначала до Москвы.
Ну вот наконец-то документы оформлены, вещи собраны (две сумки по 32 кг), собаки тоже "упакованы" - в клетки. Можно отправляться.
Рио
В АЭРОПОРТУ подходим со всем скарбом к стойкам регистрации компании British Airways. Служащие делают круглые глаза и заявляют, что ничего не слышали про собак и оформлять их не будут. "Вдохновленный" сбором документов, я начинаю орать на всех подряд и грозить судом. Тут же меня препровождают к стойке регистрации первого класса и вызывают девушку, которая ответственна за перевозку животных. С первого на второй этаж аэропорта она поднималась 1 час 20 минут! Дашка с Мишкой уже начали нервничать и рычать из клеток на слишком любопытных пассажиров, пытавшихся познакомиться с ними поближе. Пришлось ярким маркером написать на клетках "Atencao, сachorro bravo", "Careful, brave dog" и "Осторожно, злая собака". Честно говоря, надписи на трех языках помогали мало. Ведь все думают, что пушистые "медвежата" мечтают, чтобы их потискали. Наконец-то пришла старшая по животным. Достала какой-то лист и начала сверять по нему все необходимые для полета причиндалы - наличие собак, клеток, поилки и т. д. и т. п. Видно было, что занимается она этим нечасто. Наконец клетки оклеили бумажками с надписью "Живые животные" и собак под торжественные аплодисменты отправили в самолет. В багажное отделение.
Посадка в Сан-Паулу. Поменялся экипаж самолета. Я подошел к стюардессе с просьбой проверить, живы ли мои детки. Выяснилось, что она очень любит собак и повсюду таскает с собой фотографии своего лабрадора. Она тут же сбегала вниз и успокоила меня - живы, спят. Нам предстояло тринадцать часов полета до Лондона.
Лондон
РЕЙСА в Москву нужно было ждать 5 часов. Собак своих я, понятное дело, не видел. Только знаю, что их выгуливали и кормили (не даром, а за 120 фунтов стерлингов за каждого животного). И вообще, в Англии с приезжими собаками строго. Их на территорию королевства не выпустят ни за что, пока животные не пройдут шестимесячный карантин.
Уже в "московском" самолете ко мне вдруг подошел офицер службы безопасности аэропорта и заявил, что, к сожалению, мои собаки не могут вылететь этим рейсом. Мне на выбор предложили: остаться с ними до утра (до следующего рейса, которым они полетят) или лететь сейчас и встречать их в Москве. Похоронив купленный заранее билет в Алматы, я решил остаться с собаками. Но тут выяснилось, что их все же погрузили на борт и мы можем лететь.
Москва
ЧЕТЫРЕ с половиной часа, и мы в Москве. Пока я проходил паспортный контроль, Дашку с Мишкой уже выгрузили. Увидев меня, Дашка закатила истерику на весь аэропорт. Пришлось срочно хватать чемоданы и валить через зеленый коридор, чтобы скорее выпустить нетерпеливое животное на улицу. Таможенница даже не обратила на нас внимания. Хоть слона провози в клетке, никому не интересно. Первым делом сдаем чемоданы в багаж (до алматинского рейса еще 12 часов) и бегом из здания аэропорта. Собаки пулей вылетают из клеток и приветствуют русскую землю (которую никогда не видели) дружным походом в туалет. За ночь ожидания успели нагуляться вволю.
Найти местного ветеринара, чтобы обменять международный сертификат на российский, было большой проблемой. По крайней мере, достучался я к нему только в два ночи. За это был послан подальше (в Бразилию, например). Сонный дядька сказал, что ничего мне не надо и достаточно будет в Алматы сказать, что я летел транзитом и на российскую территорию даже ногой не ступил. Ну что же, мне проще.
Авиакомпания "Трансаэро" взяла с меня по-божески - 90 руб. за килограмм. Здесь уже не было никакого досмотра, собак просто погрузили в самолет.
Алматы
НАКОНЕЦ-ТО долетели. Зная любовь местных таможенников к нетрудовым доходам, сразу отправился через VIP-зону. Лучше заплатить 10 000 тенге в кассу, чем стоять с собаками в очередях и рисковать быть досмотренным до трусов. На выходе не проверили ни один чемодан, но зато встретили местные ветеринары и предложили проехать с ними. Их офис находится недалеко от аэропорта. Тут в приватной обстановке мне сунули под нос какую-то бумажку и сказали, что животные, привезенные из Бразилии, Аргентины и других стран Южной Америки, как минимум больны ящуром и запрещены к ввозу на территорию Республики Казахстан. Пришлось вступить в дискуссию, что ящуром собаки болеть не могут априори и у меня есть сертификат, подтверждающий, что они полностью здоровы и привиты. В результате пришлось выложить 80 долларов за то, чтобы от моих собак отстали.
На этом наша эпопея с переездом закончились. Теперь мы чинно прогуливаемся по осенним улицам родного города, принюхиваемся к незнакомым запахам, рассматриваем диковинные деревья - елки и ждем первого снега.
Бразильские дорожные "собачьи" клетки стоят на балконе, а Дашка до сих пор спит в одной из них - привыкла...