На последнем градостроительном совете должны были принять окончательное решение по облику "правительственного квартала" в Сити. Но подведение итогов международного конкурса было Юрием Лужковым отложено. Мэру захотелось посмотреть все 59 проектов, из которых ему представили только выбранные 5 (см. "АиФ. Москва" N 44). Лужкову, по мнению участников совета, в новом деловом центре столицы не хватило башенки в острых и круглых, рваных и ровных краях возможных зданий.
Вторичные идеи?
ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ Международного союза архитекторов в Москве Андрей Черняхов, подававший, кстати, заявку на участие в конкурсе, но так и не доделавший свой проект, назвал отбор проектов конкурсом вторичных идей. Все представленное уже было кем-то придумано и даже построено. Больше всего проекты напоминали творения авангардных архитекторов 70-х гг. Это произошло потому, что от участия отказались звезды архитектуры первой величины. Чтобы заинтересовать их, нужно было минимум вдвое поднимать суммы премий. Андрей Черняхов считает, что 1,25 млн. руб. за второе место - очень мало. Рассчитывать же на то, что Гран-при с правом реализации проекта можно получить без российского партнера, в Москве нельзя. По закону "Об архитектурной деятельности в РФ" работать без лицензии любой иностранный архитектор не может. Будь то Ренцо Пьяно (автор Центра Помпиду в Париже) или первокурсник Нью-Йоркской академии архитектуры.
С ошибками "в теории и практике Сити-строительства" городские власти пытаются сформировать новое деловое пространство, вернув центру Москвы ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ. А федеральные власти тем временем намерены превратить тот же самый центр в собственное Сити. Так, в Госстрое разработан план переселения всех министерств поближе к Кремлю, в район, ограниченный Знаменкой, Охотным Рядом и Лубянкой. Предполагается, что в Доме Пашкова разместится Министерство культуры, в здании факультета журналистики - Министерство образования, а на месте гостиницы "Москва" обоснуется Совет Федерации. Вопрос с инвесторами пока не решен, как не решено и много других вопросов. Например, как быть с "Москвой", которая все еще находится в столичной собственности.
Чиновники - в зоне
ВОЗМОЖНО, это станет предметом торга на согласительной комиссии по переводу памятников из столичного подчинения в федеральное. А возможно, федералам и в самом деле надоело работать где придется. Из всех чиновников они самые влиятельные, а решать государственные проблемы приходится в несовременных условиях. Вот столичные власти рассматривают проекты зданий под себя - с садами, бассейнами и вертолетными площадками. Даже у губернатора Подмосковья Бориса Громова свой деловой центр будет (см. "АиФ. Москва" N 40). А федералам даже помечтать не дают. Другое дело, что место для мечтаний выбрано неудачно.
Мы уже имеем в центре Москвы "мертвую зону", по вечерам и в выходные пугающе пусто на Старой площади и Ильинке, где "плечом к плечу" стоят административные здания. С новым планом центра по Госстрою размеры "мертвой зоны" могут увеличиться по всему кремлевскому периметру. Федеральные власти не хотят отдавать в собственность столицы разваливающийся Дом Пашкова, чтобы там разместился Музей Москвы. Но готовы "вручить" его чиновникам (хотя логичнее было бы его отдать ГМИИ им. Пушкина, задыхающемуся от нехватки помещений). Странное решение. К тому же несовременное. Все мировые столицы стараются переселять чиновников на окраины, отдав центр туристам. А Москва станет антитуристическим центром, собрав вокруг Кремля всех чиновников.