Из досье "ТГ": Борис Берман и Ильдар Жандарев работают вместе с 1989 года. На телевидении начинали в студии "К-2", производившей программы о кино для канала РТР. Вместе они сделали немало передач и фильмов, объединенных в разные циклы, - "Абзац", "Сюжет", "Поцелуй в диафрагму"... Получили премию "ТЭФИ" за лучшую программу об искусстве (фильм о картине "Белое солнце пустыни"). В 1999 году Борис Берман и Ильдар Жандарев перешли с Российского телевидения на НТВ, затем на ТВ-6 и теперь на ТВС. На ТВС они являются авторами и ведущими программ "Без протокола" и "Интересное кино". 17 сентября в эфир выйдет 100-й выпуск программы "Без протокола". В юбилейном выпуске программы "Без протокола" зрителей ждет, возможно, самая неожиданная импровизация на тему "беседы с интересным человеком"...
- Сейчас на телевидении много программ в жанре интервью. Как выделиться среди такого количества конкурентов?
- Жандарев. Мы не пытаемся выделяться. Наши гости интересны нам в той же степени, что и зрителям. Тут важно "не промахнуться" и задать гостю именно те вопросы, которые хочет задать каждый, сидящий по другую сторону экрана.
- Берман. Мы стараемся быть самими собой, но не стремимся использовать эти 45 минут эфира для самовыражения.
- Наиболее яркие гости вашей программы? И самые сложные?
- Жандарев. Все.
- Берман. Олег Павлович Табаков, Сергей Ястржембский, Алла Демидова, Ирина Хакамада... Трудно всех перечислить. Когда беседа захватывает, "сложности" только подливают масла в огонь. Вот если это чувство исчезнет - будет плохо.
- Кто-нибудь отказывался участвовать в вашей программе?
- Берман. Конечно. Но если вначале не приходили, потому что передача была, как принято выражаться, "не раскручена", то сейчас отказы идут, потому что передачу знают и боятся. Не хотят откровенного разговора, значит есть что скрывать.
- Жандарев. Многие воспринимают этот разговор как нечто, благодаря чему можно выиграть или проиграть. Как политический турнир, интеллектуальное и психологическое противостояние. Но это совершенно другое: человеческий разговор - без какого-либо вмешательства, без "ножниц".
- Как вы раскрываете зрителю гостя программы? Ваши способы?
- Жандарев. На самом деле не важно, о чем идет разговор. Можно болтать о погоде - и понять политическое кредо человека. Беседовать о литературе и музыке - и открыть характер собеседника. Не нужно никаких специальных приемов, если ответы честные.
- Как вы находите "правильные" вопросы?
- Жандарев. Обычно мы сидим в комнате и каждый себе пишем вопросы...
- Берман. Те, что сходятся, скажем, процентов на шестьдесят, выбрасываем. Это значит, что они лежат на поверхности, их мы брать не будем.
- Есть ли у вас границы дозволенного?
- Жандарев. Люди приходят к нам, потому что понимают, что никто не будет никого оскорблять, не будет трясти грязным бельем и вытягивать подноготную.
- Берман. Мы не думаем, что цель оправдывает средства. Этот путь, наверное, не самый легкий, но для нас важен, как ни пафосно это звучит, образ канала - респектабельного и, не побоюсь этого слова, интеллигентного.
- Выигрывает ли программа от того, что у нее двое ведущих?
- Жандарев. Об этом надо спрашивать у зрителей программы "Без протокола".
- Берман. Со стороны это выглядит, наверное, нетехнологично: мы вдвоем делаем работу, которую, по большому счету, мог бы сделать один человек. Но тут законы технологии отступают. В программе "Без протокола" сюжет лепится на глазах зрителя. И "лепят" его трое разных людей - мы и наш гость. Это придает программе объективность. Кроме того, у нас классная команда. Благодаря им мы не думаем о том, как будем выглядеть на экране, как будет работать камера, возьмут ли тот план, который нужен оператору. Все отлажено.
- Кого бы вам больше всего хотелось пригласить в программу?
- Берман. Путина. Мне кажется, ему не задают тех вопросов, которые помогли бы ему и всем нам найти общий язык.