Бензин: просто добавь рубли (02.07.2002)

   
   

НЕФТЯНЫЕ магнаты обещают, что к осени цены на бензин упадут. Но водители и даже владельцы автозаправочных станций этого оптимизма не разделяют. Скорее наоборот - готовятся к худшему. Уже сейчас каждый десятый из опрошенных нами старается поменьше ездить на собственном автотранспорте.

"АиФ" РЕШИЛ узнать, как относятся к подорожанию сами владельцы АЗС. Мы объехали несколько заправок крупных компаний: "ЛУКОЙЛ", ТНК, "Славнефть". Поговорили и с мелкими предпринимателями, у которых по одной АЗС. У "тяжеловесов" цены примерно одинаковые: 95-й - по 11-11,10 рублей, 92-й - по 10. А вот "одиночки" стараются держать стоимость пониже, чтобы хоть как-то привлечь клиентов. 92-й здесь можно залить по 9,60 - 9,80 за литр.

"Я еле концы с концами свожу, - рассказывает нам хозяйка одной из заправочных станций. - Рядом "ЛУКОЙЛ" торгует. Мне нужно цены держать ниже, чем у них. А через 500 метров кавказцы. У них свои дела. Привозят, например, три цистерны 80-го бензина. Спрашивают у хозяина заправки: "Тебе какой бензин нужен?" - "92-й". Берут два ведра присадки, в цистерну заливают: "Держи, как заказывал!" Они и по пять рублей могут продавать, все равно с выгодой получится.

"А сколько раз ваш поставщик цены поднимал за последний месяц?" - спрашиваю я. "Раза три - четыре. Я бензин беру у "Татнефти". Меня обещаниями кормят, что в ближайшее время подешевеет. Когда у меня 92-й по 9,20 был, я девять кубов в сутки продавала, а как на сорок копеек цену подняла - шесть с трудом продаю. Но дешевле уже не могу. Сейчас на рынке активно "ЛУКОЙЛ" работает, ТНК, "Башнефть". Цены у всех одинаковые, разница пять - десять копеек. А качество "Татнефти" меня устраивает. И я с ними давно работаю. Но цены все равно задирают. Они за границу бензин продают - там вдвое дороже. А ведь был же период, сами мне звонили, умоляли: "Возьмите хоть сколько-нибудь." И отдавали за копейки.

На ТНК на вопрос, почему бензин дорожает, пожимали плечами: "Откуда мы знаем? Вы думаете, мы на этом сильно разбогатели? Да ни фига! А вообще, все вопросы к нашему начальству. Мы - только одна из пятнадцати станций".

Большая часть заправок покупает бензин не напрямую у производителей, а через посредников. Схема приблизительно такая: завод, принадлежащий какой-нибудь крупной компании, выставляет топливо по высокой цене. Бензин покупает какая-нибудь фирма, накручивает на него свои проценты, а затем продает на частные заправочные станции. Они делают то же самое - свои "накрутки" в 15-20%.

"У меня у самого глаза на лоб лезут, - возмущается моим вопросам еще один хозяин АЗС. - Сегодня торгую по одной цене, вечером приезжаю к поставщику - уже отдает дороже. Мне за ночь все надо пересчитать.... Бензина на внутреннем рынке мало, вот они и ломят цены, какие хотят. Мало того что на экспорт с приличной выгодой гонят, так еще и здесь хапают. У меня вообще такое чувство, что они наше терпение испытывают".

Водители реагируют на повышение цен по-разному. "Если у меня раньше в кармане 500 рублей лежало, я на триста заправлялся. А теперь жалко как-то, - говорит один. - И ничего не сделаешь! Ну брошу я машину, и что? Мне на трех маршрутках до работы добираться. Что, они, скажешь, не подорожают?" "Если доползет до 13-14 рублей, то я буду ездить на автобусе", - признается владелец старенькой "шестерки". А последний вообще глубокомысленно произнес: "Я, конечно, меньше ездить не стану. Но это все неспроста. Посмотрите, вокруг наводнения, пожары. Где деньги на восстановление взять? А вообще, я к осени ничего приятного не ожидаю. У нас что-то давно кризисов не было. Может, нефтяники заранее готовятся?"

Смотрите также: