ХАРАКТЕРНАЯ черта современной цивилизации - массовые перемещения людей по земному шару в поисках наиболее комфортных мест проживания.
О проблемах миграции корреспондент "АиФ" Дмитрий МАКАРОВ беседует с первым заместителем министра внутренних дел РФ, начальником Федеральной миграционной службы генерал-полковником Андреем ЧЕРНЕНКО.
- АНДРЕЙ Григорьевич, какой результат миграционной реформы вы хотели бы иметь в сухом остатке?
- Мигрант для России - благо. Он требует к себе государственного подхода, и прежде всего надо сделать так, чтобы выгодна была только легальная миграция. А сегодня, например, из десяти трудовых мигрантов на учет становится только один. С мигрантов-нелегалов дерут все, кому не лень, кроме государства.
- Что же вы предлагаете?
- Есть разные предложения. Например, такое: приехав в регион, где он намерен работать, мигрант покупает в Сбербанке миграционную марку, скажем, за 100 долл., что дает ему право жить и работать в России, скажем, в течение года. Марка вклеивается в паспорт, и на этом все взаимоотношения мигранта и государства в этой плоскости заканчиваются. Приезжий бесплатно регистрируется в той области, где он намерен обосноваться, после чего может жить и работать где хочет в пределах данной области. Заметьте, оплата трудовых пошлин означает, что деньги отправятся прямиком в Минфин.
- Подавляющее большинство мигрантов стремится попасть в Московский регион, на юг или в другие привлекательные места, а между тем малые города и деревни у нас катастрофически пустеют.
- Для многих областей России миграция просто необходима. С учетом падения рождаемости нам будет надо принимать не менее 500 тыс. приезжающих в год. Но не просто гостей, а переселенцев-трудяг, которые приезжали бы к нам работать и обустраиваться на всю жизнь.
- Но приезжают-то в основном люди, имеющие квалификацию работы с лопатой.
- В идеале работодатель будет подавать заявку в миграционную службу на того, кто ему нужен - слесарь или пекарь, а она будет информировать об этих заявках через свои представительства в странах СНГ. Но одновременно необходимо ввести жесткую систему налогообложения работодателей за использование иностранной рабочей силы с уголовной системой ответственности за незаконное использование незарегистрированной рабочей силы. Все должно быть как на Западе, где за прием нелегального иммигранта на работодателя накладывают столь крупный штраф, который раз и навсегда отбивает охоту сэкономить на зарплате. Только тогда мы сможем сбалансировать миграционные потоки и "переварить" и 1, и 5 млн. мигрантов.
- Боюсь, что это произойдет еще не скоро, а пока нам грозит новая вспышка межнациональной розни то ли в Москве, где вовсю развернулись скинхеды, то ли где-то на юге.
- До сих пор Россию спасала высокая степень дружелюбия россиян к любым гостям. Но сейчас внешняя миграция в ряде регионов зачастую несет угрозу базовым основам общероссийской культуры.
Среди мигрантов действительно попадаются преступники, из-за приезжих в ряде хозяйств падает цена рабочей силы, из общественных фондов потребления мигранты берут немало материальных благ, хотя в российскую казну налогов не платят. Все это мало кому может нравиться. Люди старшего поколения, живущие в крупных мегаполисах, таких как Москва и Петербург, говорят об этом на кухне, а что у папы на языке, то у сына на кулаках. Я полагаю, что появление скинхедов - это результат прошлой невнятной миграционной политики. И если мы в самое ближайшее время не выведем мигрантов из экономического подполья, нас ожидают серьезные межнациональные потрясения.
- Может быть, стоит ужесточить пограничный контроль?
- Лязгать на границе челюстями - это самое глупое, что только можно сделать. Если есть экономический интерес у работодателей и рабочей силы, никакие заслоны не помогут. Да и не закрыть нам границы от наших союзников и друзей в СНГ. Другое дело, можно грамотно организовать миграционный контроль прямо на границе. Возле каждой пограничной железнодорожной станции ФМС выстраивает блоки, способные принять до тысячи человек. Пассажиры поезда, приходящего с той стороны границы, выгружаются вместе со всем багажом, размещаются в случае необходимости в этом жилом блоке и проходят всестороннюю проверку, в том числе на наличие наркотиков, оружия и прочего, после чего с нашей стороны подходит российский состав, пассажиры загружаются в него и следуют дальше в Россию. Это, на мой взгляд, единственная возможность обезопасить себя от въезда нежелательных лиц, которых тайно переправляют поездные бригады, провоза наркотиков и оружия. Потому что полностью проверить и очистить поезд от этих вещей невозможно. Это вам скажет любой пограничник и таможенник.