Оставшись один на один с Кончаловским, я стала свидетелем его терзаний и одиночества, единственным доверенным лицом, которому он открывался со своими противоречиями и слабостью. "Ты мой ангел, помни это, ты нужна мне, - повторял он как заклинание, - я очень плохой человек, не будь хуже меня!"
Когда я поняла, что только это избавит от боли и мыслей, я успокоилась. Напустила в ванну теплой воды. Потом стала искать острые предметы: ножницы, нож, какую-нибудь пилку, бритву. Разделась и села в воду. Примерилась, как резать кожу. Вот, оказывается, как это происходит.
Из книги "Идиотка"
ЕЛЕНУ Кореневу на первую роль в кино пригласил отец - режиссер Алексей Коренев. Следующие картины с ее участием - "Романс о влюбленных", "Тот самый Мюнхгаузен", "Покровские ворота" - сделали Елену настоящей звездой. Но она решила резко изменить свою судьбу: в 1981 г. уехала за океан, в Америку, откуда советские власти ей долго не разрешали вернуться. По возвращении Елена снялась в нескольких фильмах, в том числе в "Дне полнолуния" у Карена Шахназарова. Сейчас играет в антрепризе "Кофе с "Бибо" у своего гражданского мужа Андрея Ташкова и обдумывает предложенные ей роли в сериалах.
Конфликт с реальностью
- ГОВОРЯТ, что общение с журналистами вы сравниваете с изнасилованием?
- Скучно отвечать на одинаковые вопросы вроде: "Как нужно справляться с плохим настроением?".
- А вы знаете, как нужно с ним справляться?
- Я просто посылаю всех на три буквы! Могу сломать все планы и уйти в себя. Интересно другое - в любом кризисе для меня заложен творческий потенциал. Я убеждена, что 90% всех книг, картин и прочих произведений искусства - дети конфликта с реальностью.
- Ваша автобиографическая книга "Идиотка" - тоже "дитя конфликта"? И как вам удалось вместить в нее всю свою жизнь - от рождения до возвращения из Америки?
- Не обижайте меня. В 500 страниц жизнь никакого человека вместить нельзя. Я не вставила в "Идиотку" один из самых странных моментов в моей биографии - как однажды я просто легла спать, а моя душа вышла из тела и я стояла на пороге смерти. В тот момент я, как и люди, пережившие клиническую смерть, попала в некий туннель, в конце которого был свет, и слышала голос, приказавший мне выбрать: остаться или вернуться.
- В "Идиотке" вы описываете свой роман с Андреем Кончаловским, случившийся во время съемок картины "Романс о влюбленных". По вашему мнению, влюбленность в режиссера - это норма для актрисы?
- С женской точки зрения мне было бы гораздо лучше, если бы этот роман происходил не на съемках. С другой стороны, я всегда сожалела, что у меня не было "своего" режиссера, который вел бы меня от картины к картине. Такие альянсы, как у Глеба Панфилова с Инной Чуриковой или Анатолия Эфроса с Ольгой Яковлевой, очень благотворны для творчества. Наш творческий союз с Андроном начался и закончился на фильме "Романс о влюбленных".
Чувство брака
- УЖЕ став популярной актрисой, вы вдруг уехали в США. Потом 5 лет советские власти не пускали вас обратно. Как вы решились эмигрировать, зная об отношении властей к уезжавшим?
- Все просто: я очень хотела замуж. Моя старшая сестра когда-то сказала мне: "После 26 ты захочешь замуж." Я не поверила, но именно в этом возрасте у меня появилось острое желание пойти под венец! Видимо, сидит в нас некий образ - невеста в белом рядом с мужчиной, который берет ее навсегда. Один режиссер, с которым я работала в театре, сказал: "Нет, это не любовь. Это - чувство брака". Миф о браке связан с мечтой о переходе в новое качество. Для меня в те годы брак с иностранцем был особенным чудом. Казалось, что "там" - другая земля, другой мир. А брак с американским гражданином, прекрасно знающим русский язык, нашу культуру, - везение втройне. Я могла легче адаптироваться в Америке, имея в лице мужа "буфер" от той, незнакомой мне реальности. Хотя, если бы мой потенциальный супруг оказался бы обычным парнем, возможно, я не отважилась на отъезд в США и мне не пришлось бы пережить трагическое расставание со всем, что любила.
- Вы вынесли на суд читателей многие щекотливые подробности из своей интимной жизни...
- Могу лишь сказать, что у меня есть знакомые, рядом с которыми я - сама невинность. В идеале - я однолюб. Однако меня всегда интересовали проблемные личности с трудными характерами. К тому же, как правило, бессребреники. Один мой знакомый американский миллионер сказал: "Почему-то ты всегда влюбляешься в бродяг, поэтов и нищих". Я убеждена, что, сидя на каких-нибудь крутых островах у собственного бассейна с очень богатым человеком, могу влюбиться в проходящего мимо официанта, у которого нет ничего, кроме тапочек и плавок.
- Как отреагировали близкие люди на ваши откровения?
- Андрей Ташков не знал многого из того, что я описала в книге, но очень помогал в моем труде. Когда я писала о том, как мне одно время приходилось в Америке работать гардеробщицей и подавать пальто, было ужасно стыдно. Но Андрей уговорил меня это написать. А мою маму вообще пришлось подготавливать к чтению "Идиотки". Ей было неизвестно больше половины из моих похождений, и я боялась смотреть ей в глаза. Но после чтения черновиков она не сказала ни слова в упрек. Даже название книги ей понравилось, хотя, если дочь - идиотка, кто же тогда мать?
Смотрите также:
- Сергей Никоненко: "Третий брак - счастливый" →
- Елена Коренева, женщина в свободном полете →
- Анна Михалкова, женщина из клана →