На что поймать зрителя?

   
   

РОССИЙСКИЕ телеканалы накануне нового телесезона напоминают цепочку рыбаков с десятком удочек. Все ловят из одного и того же пруда: если сосед-зараза подцепил самого жирного налима (наиболее лакомого для рекламодателя зрителя), то тебе остаются ерши и пескарики (дети и пенсионеры). Главное в непростом рыбацком деле - наживка, которую скрывают от конкурентов вплоть до самого первого заброса-эфира.

На что же собираются ловить зрителя в этом сезоне телевизионщики?

Страшная тайна

ЗА ГРАНИЦЕЙ новый телесезон отмечен тремя крупными тенденциями. Во-первых, зритель устал от сложных политических программ, поэтому продюсеры лихорадочно разворачиваются лицом к усредненному обывателю. Во-вторых, станет заметно меньше нехитрых игр на деньги (гикнулся американский "Миллионер", собиравший 35 миллионов зрителей). В-третьих, накроется большинство реальных шоу: у народа от подглядывания в замочную скважину заболели глаза и шея. Впрочем, зарубежье для наших "рыбаков" - не компас земной, у теле-России свой извилистый путь: вон ихнее "Колесо фортуны" давно закатилось черт знает куда, а у нас "Поле чудес" цветет и вовсю пахнет деньгами, потому что рейтинговое.

Может быть, советы психолога - путеводная нить для российских телеканалов? Доктор психологических наук Олег Заярин, например, давным-давно "защитил" вывод о том, что залог успешности телепроекта - в эксплуатации "вечных ценностей". Каждый заботится о здоровье и мечтает его улучшить. Всяк любит посмеяться. Многие любят животных и путешествия, практически всем интересны новости. Вот почему программа "Здоровье" жива-живехонька с 1957 года, "Клуб путешественников" - с 1960-го, а КВН - с 1961-го... Но нет, судя по телепрограмме сентября, телевизионщики ориентируются совсем не на это! А на что?

Откроем страшную и грустную тайну. Пока наше телевидение сплошь коммерческое (то есть производит программы, чтобы делать деньги, а не наоборот), нам никогда не покажут в прайм-тайм "Небесный тихоход" или "Приключения Электроника". Потому что все самое "вкусное" телевремя подгоняется строго под вкусы аудитории с самой высокой покупательной способностью: примерно от 22 до 45 лет, так требует рекламодатель, заказывающий "музыку". А "музыка" нехитрая. Игры, юмор в коротких штанишках, сериалы, ток-шоу. Ну, еще новости - все по последним исследованиям. Вот рейтинг "лучших программ центральных телеканалов по России с 5 по 11 августа", он же предел мечтаний рекламодателя: сериалы "Семейные узы", "Каменская" и "Ахиллесова пята", концерт М. Евдокимова, "Поле чудес", "Ералаш" и программа "Время". Зачем что-то придумывать, вспомните анекдот: "Крутой Вася выпил бутылку коньяка "Хеннеси", пошел купаться и утонул. Бомж Петя выпил две бутылки бормотухи и ночью замерз. А если нет разницы, зачем выпендриваться и платить больше?" ...Это в Финляндии, например, во время чемпионата Европы (!) по легкой атлетике два центральных канала транслируют соревнования с утра до вечера, прерывая политические новости на сообщения о новом рекорде. А у нас матчи чемпионатов мира загоняют на 2 часа ночи - все оттого, что среднестатистический любитель спорта не пользуется "тампаксом" и не ездит на "ауди"...

Ставка на "Ставку"

ЕЩЕ анекдот: "Что такое открытие? Для ученых это обнаружение нового вещества, явления, закономерности, для всех остальных открытие - это начало работы винного магазина". Телеоткрытия нового сезона специфические: это или клоны западных программ, или "себя самого" типа империи Валерия Комиссарова - от "Моей семьи" до "Окон". Новое "денежное" шоу "Ставка", только-только, в 2001 году, сошедшее с английского конвейера: главная интрига - поделиться в финале с соперником или все захапать самому. Новый, тщательно засекреченный проект Юлии Меньшовой. Ток-шоу "Вера. Надежда. Любовь". Ток-шоу "Цена успеха". И так далее. Одно радует - часть "новых" игр и шоу непременно и скоро отомрет. Потому что у наших телевизионщиков, в отличие от западников, нет денег на обкатку новых программ в фокус-группах.

Плюй грамотно

ВПРОЧЕМ, отдельно взятые "телерыбаки" плюют на наживку по-грамотному: и в русле западных тенденций, и с учетом советов психолога. Леонид Парфенов, например, разобьет "Намедни" на 3 блока: информативный, исследовательский и лирический. Лирический будут вести компьютерная хулиганка Масяня и ее крестный папа Олег Куваев. У "Городка" появится родной младший брат от тех же родителей - "Городочек" или "Маленький городок". Вот вам и "зритель любит посмеяться" (см. советы психолога), и одновременно не Елена Степаненко. Еще одна "веселая радость" - новый проект Виктора Шендеровича на ТВС "Бесплатный сыр". Плюс там же "Кремлевский концерт" - слепленные по образцу Хрюна и Степана политики обсуждают после "Итогов" события недели. Тут две опасности - дождется ли зритель киселевского финала ("Итоги" обычно неприлично затягивают) и не получится ли такая же неудачная копия, как прогноз погоды с Цельсием и Фаренгейтом? Аркадий Мамонтов, Александр Хабаров и Вячеслав Грунский на РТР обкатают новый цикл "Специальный корреспондент" - еженедельные документальные фильмы на злобу дня. ОРТ покажет самый рейтинговый развлекательно-познавательный сериал Би-би-си для детей "Твинисы". И, наконец, на "Культуре" появится прелестное по задумке шоу: две колкие на язык писательницы Татьяна Толстая и Дуня Смирнова сначала приветливо общаются со знаменитостью, а потом злобно обсуждают ее на кухне.

Если уж попадать на крючок - так к этим рыбакам, а не их соседям, удящим на протухшую кукурузу, пусть и импортного производства. Однако рыбацкая удача коварна и непредсказуема, как телепрограмма на следующую неделю...

Анекдот в тему:

На российском телевидении появилась новая программа - продолжение передачи "Про это". Она называется "Ну и кто ты после этого?"

Смотрите также: