Я ЛИЧНО не знаю ни одного человека, который бы искренне хохотал над шутками Евгения Петросяна на ОРТ. Не встречала ни одной женщины, восторгавшейся ужимками мадам Кыш на НТВ. Не бывала ни в одной компании, пересказывающей взахлеб шутки из "Аншлага". Тем не менее все эти юмористические программы цветут на ТВ буйным цветом: их (за исключением "свежей" Степаненко) много мучительных лет показывают в самое-самое рейтинговое время, да еще и по выходным.
НЕДАВНО вздохнули с облегчением: с ОРТ убралось чудовищное "Джентльмен-шоу", и на тебе: всплывает на СТС под другим названием. Как это происходит? Евгений Ваганович носит конвертики со взятками Эрнсту? Елена Степаненко - родная сестра Леонида Парфенова? Мы попытались разобраться в этой несмешной ситуации.
Рейтинг против вкуса
На ОРТ, РТР, НТВ и СТС нам помахали перед носом свежими рейтингами "несмешных" программ. Оказалось, где-то живут люди, искренне над ними хохочущие, и этих людей много. Сравнивайте сами. По данным Гэллап Медиа, за 4-10 февраля "Смехопанорама" собрала зрителей почти столько же, сколько программа "Время" на этом же канале. А "Кышкин дом" на НТВ обогнал "Намедни" Леонида Парфенова. Так что, оказывается, никто никаких взяток продюсерам не дает, напротив, те сами заинтересованы в заполучении таких "золотоносных кур". Почему? Да потому, что юмористические программы, как правило, делаются не внутри канала, а независимыми производителями. Канал покупает только продукт и сам размещает внутри и около него рекламные блоки. Чем выше рейтинг программы, тем дороже стоимость рекламной минуты (счет идет на сотни тысяч долларов) и тем больше денег получает канал-покупатель. А вы думаете, как на стильном и изысканном НТВ появилась такая безвкусица, как шоу Елены Степаненко? По слухам, перед новым генеральным продюсером Сергеем Шумаковым, перешедшим с утреннего вещания ОРТ, "Газпромом" была поставлена задача: поднять рейтинг любой ценой. Что сделал новый продюсер? Запустил шоу "Кышкин дом", сосватанное Евгением Петросяном, и не ошибся. Эта программа на НТВ - одна из самых рейтинговых.
Мелькать, чтобы "башлять"
ПОЧЕМУ телезрители так любят юмористические программы - понять еще можно. Врачи давно и серьезно говорят о том, что "улыбка предотвращает конфликты, нейтрализует агрессию, смягчает стрессы". Психического здоровья кому ж не хочется, вот и цепляются волей-неволей за хохочущего, как в бочку, Евгения Вагановича: а вдруг проскользнет смешная шутка? "Вдруг" случается редко. За исключением "Городка", программы "Осторожно, модерн", Андрея Кнышева и изредка кавээнщиков, на ТВ смешно давно никто не шутит: юмор не поднимается выше ширинки. Планка снижается, телезрительский вкус сползает вслед за ней: уже рад и тупой кавээновской шутке образца "Когда уже вместо доноров в соревнованиях примут участие лыжницы?".
Непонятно другое: почему, учитывая такую смешливость российского зрителя, как-то не подтянуть короткие штанишки телеюмора? Ведь был же приличный уровень. Вспомните - когда в 1978 году только-только начиналась программа "Вокруг смеха", в первом выпуске выступили Рина Зеленая, Леонид Утесов, Михаил Жванецкий и Владимир Андреев. А сейчас даже неплохие юмористы кочуют с канала на канал с одними и теми же номерами, по ощущениям - придуманными, не выходя из эфира. Почему они стремятся "в телевизор" любой ценой, может быть, получают за телевыступления бешеные гонорары?
Клара Новикова: "Телевидение никогда не платило гонораров. Мы к этому давно привыкли. Доходы идут только от концертной деятельности". Лион Измайлов: "Несколько лет назад мне заплатили за участие в "Смехопанораме" 300 рублей. Но это - единичный случай. Вообще в юмористических телепрограммах все на общественных началах, но я всегда соглашаюсь выступать, потому что, если не мелькаешь по ТВ, тебя не будут приглашать на концерты. А это труба". Ефим Шифрин: "Нам, артистам разговорного жанра, может быть, не всегда нравятся программы, в которых мы участвуем. Но приходится соглашаться - надо все-таки новые монологи "выгуливать" и просто "мелькать". Вот где собака порылась! Телевизор для юмориста - не главное место работы, а способ раскрутки. Вот они и "мелькают" в любом виде, особо не напрягаясь и скармливая нам первые попавшиеся шутки. Свежий пример: О.С.П.-студия в последний год на ТВ-6 зарплаты не видела в принципе, но... Телезасветка способствовала продаже дисков, популярности среди рекламодателей (заметьте, как только оэспэшники исчезли из эфира, их подменили и в рекламе дубленок!), концертам и гастролям. (Что говорить - если даже любимый "Городок" в Питере кафе имени себя открыл и подмигивает с горчичных банок.) Жители Урюпинска отдают по 500-1000 рублей не за уровень юмора высокого качества, а за популярный московский персонаж, выросший внутри телевизора (ведь даже рекламных героев типа "майонезного Вовочки" зовут на встречи со зрителями!). Юмористы едят хлеб с маслом. По слухам, тот же Петросян - обличитель "новых русских", не гнушается коллекционировать... антиквариат. (Забава явно не для бедных.) А страдают, по традиции, зрители, на которых эту "узнаваемость" обкатывают, как на собаках Павлова...
И напоследок оптимистично. Если выпихнуть набившие оскомину "смехопанорамы" из эфира цивилизованным путем невозможно - ну давайте обхитрим начальников телеканалов. Договоримся, например, и в следующие выходные вместо просмотра шоу Евдокимова посадим дерево. Построим дом. Родим сына. Рейтинг передачи упадет - ее из эфира и снимут.