Владимир Машков: из простого "вора" - в "олигархи"

   
   

АКТЕР Владимир МАШКОВ пополнил ряды русских олигархов: Павел Лунгин предложил ему сыграть в своем новом фильме "Олигарх" роль нового русского, человека, наделенного громадным талантом и заплатившего в итоге за свой успех слишком большую цену. Снималась картина по скандальному роману Юлия Дубова, бывшего соратника Б. Березовского, "Большая пайка", где почти у каждого героя есть реальный прототип. И хотя меня заранее предупредили, что Машков не любит вопросов типа: "А правда, что вы сыграли Березовского?", как можно было не обсудить такую "сладкую" тему?

"Я - шут!"

- СКАЖИТЕ честно, тяжела она, участь олигарха?

- Непроста. На самом-то деле огромные деньги не приносят удовлетворения и счастья. Человек втягивается в процесс и постепенно превращается из индивидуума, который любит деньги, в того, кто любит процесс их зарабатывания. А это разные вещи.

Вообще такие громадные деньги настолько губительны, что сравнить их по силе разрушающего воздействия просто не с чем. Я, правда, прошел эту историю эмпирическим путем, о чем совершенно не жалею, потому что убежден - наркоманов лучше играть в трезвом сознании. Так же и с деньгами - человека, имеющего большие деньги, лучше играть без денег. Это дает тебе свободу.

Я могу понять любовь к деньгам, могу перевоплотиться в героя, одержимого такими страстями. Но я присмотрелся к этим людям и понял, насколько им тяжело - тяжело существовать ежедневно на грани жизни и смерти (а в их мире возможно только такое существование). Люди с большими деньгами очень мало спят, очень мало едят.

- ...и очень мало живут.

- И очень мало живут. А хорошо живут - еще меньше.

- Но вам, востребованному актеру, а теперь и режиссеру, и в реальной жизни наверняка предоставлялась возможность хорошо заработать.

- Вы пытаетесь совместить две вещи, абсолютно несовместимые, - шута и олигарха. Я не олигарх, я шут, человек, выбравший абсолютно неденежную профессию. Я же не могу сыграть больше ролей, чем физически в состоянии сделать. Год жизни я потратил на "Олигарха", следующий год потрачу на "Идиота" или на театр.

- Фильм, не успев выйти, уже имеет шанс устареть - с Березовским власти разобрались, о других олигархах ничего не слышно.

- Ну почему - олигархи все живы-здоровы. "Вторая серия" картины разворачивается сейчас, в реальной жизни. Это история талантливого ученого, который благодаря своему моцартианскому отношению к деньгам создал финансовую империю, но потерял друзей, близких и родных, потерял любовь, не найдя ее. И в итоге стал олигархом. На одной чаше весов у него оказался успех, на другой - все остальное. Я с восхищением смотрю на таких людей и сам стараюсь действовать так же, потому что падать с небоскреба интереснее, чем упасть со стула.

Полет шмеля

- ВЫ ДОСТАТОЧНО много времени проводите в Америке. Скажите, США знакома эта проблема - противостояния общества и владельцев крупного капитала?

- Не открою никакого секрета, если скажу, что в Америке по-другому относятся к людям богатым. Там даже на денежках написано, что "в Боженьку мы верим". Для них денежка стала идеологией. И если кто-то видит шикарный особняк, это вызывает у него желание построить рядом такой же или поселиться в этом, заработав нужное количество денег. Нами же долгое время управляла необходимость быть таким же, как все: "А чтой-то этот человек ярче всех? Почему он высунулся?" Желание схватить его за штанину и довести до своего уровня всегда приветствовалось. Вот тогда его, притопленного, можно будет и пожалеть. И сколько лет понадобилось, чтобы убедить людей: для того чтобы начать жить лучше, надо не другого притопить, а попытаться самому предложить что-то свое!

- Хотя вы и не любите говорить про Березовского, но все же у вас есть с ним что-то общее. Вы, как и он, умудряетесь одновременно присутствовать в нескольких местах сразу - вроде бы в Голливуде только что снимались, а уже и "Олигарх" готов, и в "Идиоте" вы купца Рогожина играете, и еще в театре умудряетесь спектакли ставить. Но ведь невозможно делать столько дел одинаково хорошо. Тех, кто так разбрасывался, ждал провал.

- Если бы я мог не разбрасываться и сидеть на одном месте... Но у меня так не получается. Мне нравится такое скоростное существование. Я сплю по 2 часа в сутки, потому что сейчас занялся еще одним проектом - хочу снять фильм по "Матросской Тишине" Галича.

- Ради чего так много работать? Ради денег? Так сами говорите - не получается. Ради успеха у женщин? Но, как говорили про Штирлица, в связях, порочащих его, Машков не замечен.

- Еще в те годы, когда я серьезно занимался биологией, понял: мужская особь отличается от женской тем, что она должна сжигать себя. Любым способом. И творчество - один из способов. А дальше все прилагается - и блондинки, и брюнетки.

- Конкретизирую вопрос: насколько желание добиться успеха у женщин может быть для вас стимулом в работе?

- 80% зрительного зала - женщины. Иногда, правда, они приводят с собой мужчин. Поэтому женская аудитория - наиболее вдохновляющая. Вообще ради женщин делаются многие вещи - не только у меня, у любого дяденьки. Если только он действительно дяденька, а не тетенька. Для него желание подобно шмелю пролететь по всем цветкам является основополагающим.

- Вы уже не первый год работаете в Голливуде, добились там успеха, чего, к сожалению, не удалось сделать актерам другого поколения - Сичкину, Крамарову, Видову. Насколько, на ваш взгляд, Голливуд сегодня "дозрел" до появления в его рядах русской звезды, равной Шварценеггеру или Джеки Чану?

- С уверенностью процентов в восемьдесят могу сказать, что в ближайшие 5-7 лет обязательно появится русская звезда, которая будет конкурентоспособна на западном кинорынке. Сейчас на Западе появилась огромная русскоязычная диаспора, где объединились и русские, и армяне, и украинцы. И они готовы платить деньги, чтобы увидеть фильм с русскоговорящей звездой в главной роли. Мне сейчас сделали весьма заманчивое предложение: большую роль в "Томе Райдере - 2" в паре с Анджелиной Джоли. Но я не могу и не хочу бросить работу здесь, в России, работу, которой я горел в течение четырех лет.

Понимаю, это звучит нелепо. Съемки в Голливуде гарантируют успех. Но болею я "Матросской Тишиной", а не "Томом Райдером". Если у меня получится сделать историю, посвятив ее моему отцу, вашему отцу - всем нашим родителям, я буду более счастлив, чем полтора часа пробегаю по экрану с Анджелиной Джоли и пулеметом. Хотя, если на моей родной земле я не найду денег на проект, тогда брошу все и буду вынужден уехать.

- У вас есть еще один проект - спектакль "Собачье сердце" в театре "Сатирикон". Для Булгакова эта вещь имела очень точную временную привязку и стала своеобразным протестом против той серости, которая после революции повылезала на поверхность. Почему вы решили именно сейчас за нее взяться?

- На мой взгляд, булгаковские фантасмагории именно сейчас очень актуальны. Потому что они - об извечной борьбе душевной, о том, как человек взял на себя миссию Бога. Ведь Преображенский, подобно Богу, создал человека - но человека-неудачника. И, поняв, что у него получилось чудовищное существо, он нашел в себе силы отказаться от проекта, то есть, по сути, перечеркнул всю свою жизнь. Он смог остановиться. А вот сможем ли остановиться мы?

Анекдот в тему:

Актер по ходу пьесы должен броситься со скалы в реку, которая подразумевается в глубине сцены. В последнюю секунду он видит, что внизу нет матраца. Делать нечего, прыгает на доски.
Раздается грохот и голос актера:
- О-о-о...паньки, река-то уже замерзла!

Смотрите также: