Как ввезти иномарку без пошлин

   
   

РОССИЙСКОЕ правительство долго грозилось и на прошлой неделе подняло-таки пошлины на иномарки. Год россияне рвали на себе волосы: неужели нас оставят на растерзание АвтоВАЗу, без стареньких проверенных "фольксвагенов" и "ауди"?! Последняя надежда теперь на тех, кто гонит иномарки из-за границы: должны же они придумать что-нибудь, чтобы спасти наши кошельки и свои рабочие места! В конце концов мы способны брать любые таможенные барьеры. Это еще раз подтвердила Счетная палата РФ, завершив очередную проверку Государственного таможенного комитета РФ.

Странные совпадения

ЕСТЬ у российской таможенной бюрократии такое понятие - "режим временного ввоза (вывоза) товаров". Действует он так. К примеру, какой-нибудь иностранный турист желает путешествовать по России на собственном авто. Предполагается, что, закончив тур, он увезет машину с собой на родину. В этом случае оформляется тот самый временный ввоз со всеми вытекающими последствиями: минимум документов, никаких или почти никаких таможенных платежей.

В постановлении правительства подчеркивается, что "временным" считается период не более года. Одна загвоздка. Как выяснили проверяющие из Счетной палаты, путешествия эти нередко затягиваются на неопределенный срок. Да и те, кто ввозит якобы временно в Россию автомобили, не всегда иностранцы.

Иногда даже - страшно сказать - сами таможенники. Например, через Североосетинскую таможню въехал в Россию (в упрощенном порядке) автомобиль "Пежо-607". Совсем новенький - 2001 года. Ввез его "временно" один гражданин из Владикавказа Кесаев А. В. Пошли по этому адресу - оказалось, что там живет первый зам. начальника Североосетинской таможни по правоохранительной работе, которого по странному стечению обстоятельств тоже зовут Кесаев А. В. Если бы этот гражданин оформлял свой "Пежо" не в упрощенном порядке, пришлось бы ему заплатить таможенный платеж - 20 тысяч "зеленых".

Другой пример, опять из Северной Осетии. Там начали строить ликероводочный завод "Исток". Среди прочего строительного оборудования в страну "временно" ввезли автомобиль "Мерседес-Бенц". Тоже почти новый: пробег всего 30 тысяч км. По таможенным документам "мерин" действительно в России не задержался - через пару недель покинул территорию. Однако, по данным ГИБДД, он и по сей день бегает по нашим неблагодарным дорогам: поставлен на учет владельцем - физическим лицом. Федеральный бюджет (а значит, и налогоплательщики) недополучил больше 60 тысяч долларов.

Только через Североосетинскую таможню не вернулись 28 временно ввезенных в 2001 году автомобилей. Среди них абсолютно новые джипы: парочка внушительных размеров Lexus-470LX, Land Cruiser 100VX в самой дорогой комплектации, Nissan Pathfinder и элегантный городской Mercedes ML-55 с мощнейшим, редким для этой машины двигателем. Бюджетные потери только по этой пятерке - 110 тыс. долларов.

В Южном таможенном управлении числится 485 500 "загостившихся" автомобилей. За прошлый год их стало больше в полтора раза.

Но не думайте, что южное направление - это нечто исключительное. "Окно в Европу" ему ничуть не уступает.

Северо-Западное таможенное управление в прошлом году в льготном порядке оформило 1 021900 "временных" авто. На момент проверки 21,5 тыс. "просроченных" иномарок колесили по дорогам страны, и, судя по всему, возвращать их за рубеж владельцы не планировали.

На одной Балтийской таможне "потеряли" 18 авто. Среди них "Мерседес-Бенц Е 320" 1998 года и "Мерседес-Бенц Е 280" 2001 года. Машины должны были покинуть Россию через Курганскую таможню не позднее позапрошлого мая. Когда проверяющие ознакомились с балтийскими документами, они крайне удивились. Большая часть "временно" ввезенных автомобилей была снята за границей с учета. К ним прилагались счета-фактуры, свидетельствовавшие о том, что их приобрели за кордоном. Короче, машинки были чистенькие и ехали явно на продажу. Чтобы не заметить этого, таможенникам надо было очень постараться.

Временное употребление

НАДО сказать, что "временно" ввозить в Россию можно не только автомобили, а буквально все что угодно. Через Балтийскую и Мурманскую таможни везли мазут, дизельное топливо и машинное масло. Через Пулковскую, Санкт-Петербургскую и Сыктывкарскую - болты, шайбы, мелкий инструмент, трубы, краску, перчатки. Через Московскую северную таможню "временно" завозили авиазапчасти для авиакомплекса имени Ильюшина. (Кажется, в одном советском фильме сотрудник органов правопорядка выдавал гражданам самогон из камеры вещественных доказательств - "во временное употребление". Мол, поупотребляют-поупотребляют и назад принесут. А что тут такого?)

Транзит в Грузию

ЧАСТО таможенники, когда дело доходит до вывоза, вообще не могут определить, тот ли товар вывозят из страны, который был "временно" ввезен, или какой-то другой. Например, североосетинский ликероводочный "Исток" пригнал в Россию металлоконструкций больше чем на миллион долларов. Теперь из них что-то собрано на стройплощадке. Определить, те ли это металлоконструкции или какие-то другие, не представляется возможным. Большую часть "временно" ввезенных материалов и техники на стройке вообще не использовали, а через месяц после приобретения переправили в Грузию. Зачем? Непонятно. Из-за границы привезли кран "Като" за 50 тысяч долларов. Потом купили еще один - за 35 тысяч у российских поставщиков. И какой-то из этих кранов вывезли за рубеж. Какой именно (тот, что подешевле, или тот, что подороже) остался в России - неизвестно. А таможенные пошлины различаются в полтора раза.

В постановлении правительства по поводу "временного ввоза" ясно сказано, что товары, которые таким путем попадают на российскую территорию, не должны использоваться в коммерческих целях. Несмотря на это, московская компания "Джекпот" преспокойно ввезла почти 4 тысячи американских и австрийских игровых автоматов. Автоматы освободили от пошлин и НДС. Бюджет потерял 3 миллиона долларов с лишним.

Всего же, как выяснила Счетная палата, из-за нарушений временного режима государство недосчиталось 148,6 млн. рублей и 46 млн. долларов. Причем это только в прошлом году. В 26 таможнях обнаружилась 5351 "просроченная" декларация. Некоторые "временно" ввезенные товары беспошлинно гуляют по России уже больше 10 лет.

Смотрите также: