НА ПРОШЛОЙ неделе в Госдуме решался важнейший для каждого россиянина вопрос: как и сколько мы будем платить в следующем году за квартиру и коммунальные услуги. Депутаты немного поупирались и приняли-таки в первом чтении законопроект о реформе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Правда, обозвав его "антинародным" и заставив правительство кое-что поправить. Вице-премьер Виктор ХРИСТЕНКО, как курирующий эту тему в правительстве, попал больше всех под обстрел критики.
Льготы остаются?
- ЧЕМ же так не полюбилась депутатам эта реформа?
- Слово "реформа", а особенно слова "жилищно-коммунальное хозяйство" вызывают у людей отрицательную реакцию уже на уровне рефлексов. Поскольку коммунальное хозяйство - это заповедник нетронутых проблем, причем со временем усугубляющихся. Сегодня у нас самый большой износ оборудования в коммунальном хозяйстве - 65%, и по 6% прибавляется каждый год. Нетрудно представить, что этот заповедник может превратиться в могильник буквально через несколько лет.
- Так за что же все-таки люди будут платить в следующем году и что им будут компенсировать?
- Суть закона в следующем. Первое - он не отменяет каких-либо существующих льгот. Более того, впервые за последнее время в 2003 г. коммунальное хозяйство, которое будет оказывать услуги льготникам, получит компенсацию - 13,8 млрд. руб. из государственной казны.
Оставлена 50%-ная льгота и ветеранам труда, а вот право предоставлять и регулировать льготу членам их семей, которые с ними проживают, - отдано властям регионов. Они своими законами смогут эту льготу корректировать...
- Иными словами, при желании отменить вообще...
- Могут и отменить, хотя меня всегда такая постановка вопроса удивляет. Почему-то считается, что во власти одни враги народа собрались! Чем ниже уровень власти, тем он реальнее соприкасается с проблемами того же коммунального хозяйства и с людьми, которые этим пользуются. Если мы из Москвы будем регулировать подачу воды в Урюпинске, то у нас ни воды, ни тепла не будет. Вы поймите, чудес не бывает. Вот я вам даю, к примеру, автомобиль и говорю: "Берите, он - ваш! Только за руль держаться нельзя!" - и руки за спиной свяжу. Так ничего не получится.
И еще один момент, касающийся проблем сельской интеллигенции. До 2005 г. льгота по оплате жилья и коммунальных услуг для них остается, под это регионам выделяются из бюджета 2003 года 1,7 млрд. рублей.
- А вот почему, кстати, сельской интеллигенции предоставляются льготы, а городской нет? Ведь у учителя из поселка городского типа зарплата не больше, чем у учителя из соседней деревни...
- Вы знаете, у нас тех, кому положены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, примерно 85 млн. человек. Еще 40 млн. тех, кому положены жилищные субсидии. Если мы эти цифры сложим, то получим практически население страны. Реально же тех, кто получает льготы, ровно в два раза меньше. Почему? Все просто: значительное число граждан имеет по несколько видов льгот, которые не могут складываться, и работает какая-то одна. О чем это говорит? О качестве нашего социального законодательства. Но это отдельная тема. Сейчас для нас главное, чтобы люди имели льготы, а коммунальное хозяйство получало деньги.
Теперь вопрос о 100%-ной оплате жилья: мы от этого пункта отказались. От выплаты дотаций коммунальному хозяйству будем переходить к выплате адресных жилищных субсидий гражданам.
Финансовая дыра
- ОДНИМ из пунктов реформы правительство видит создание конкуренции между коммунальными службами. То есть приходят к жильцу несколько фирм и наперебой предлагают свои услуги по обслуживанию дома: одни дешевле и качественнее других. Но это же утопия! Как можно создать конкуренцию, когда в деревне одна котельная, одна труба?
- Как это делать - следующий этап работы: повышение ответственности коммунальных служб. Они на сегодня действительно являются монополистами и многие проблемы просто перекладывают на потребителей. Вот смотрите: прошлая зима была теплая, поэтому РАО ЕЭС смогло сэкономить значительные объемы топлива. А коммунальная энергетика спалила весь запас. Спрашивается: почему? Они что, в другой климатической зоне, чем РАО ЕЭС, живут? А по одной простой причине: топливо коммунальщиков в значительной степени ушло на обогрев воздуха, в никуда. Потери воды и тепла в изношенных системах сегодня доходят до 50%. Это называется "неэффективное использование ресурсов". Все равно что вы едете в машине, а у вас в бензопроводе дырка. И половина из того, что должно попадать в двигатель, выливается на улицу. Эдак вы все время будете крутиться вокруг заправочных станций.
- Но это проблемы все-таки коммунальщиков, а людей волнуют вопросы, их касающиеся. Например, поднимется ли в следующем году стоимость на коммунальные услуги?
- Тарифы на коммунальные услуги определяются местными властями. На государственном уровне правительство утверждает тарифы на электроэнергию, на газ. Величина этих тарифов, конечно, влияет в том числе и на величину стоимости коммунальных услуг. И еще по новому закону центр будет устанавливать основы ценообразования для тарифов коммунального хозяйства. И уже в рамках этих основ будут действовать региональные власти.
Перед нами сегодня стоит выбор между действием и бездействием. Те, кто наблюдает, любую попытку действовать объявляют преступной, а если, не дай бог, что-нибудь не получится, показывают пальцем и говорят: "Мы же говорили, мы же предупреждали!" А на мой взгляд, бездействие гораздо более преступно и опасно...
Смотрите также:
- ЗА СЧЕТ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ ПОТЕРЯЛ 100 ТРЛН. РУБЛЕЙ. Александр Лившиц: "Делиться все же надо" →
- Нас накроет новая волна приватизации →
- Мусор и деньги - олигархам →