ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР Владимир ЯКОВЛЕВ разъясняет политику в коммуналке и на транспорте.
Обложили?
- ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ, признайтесь, правительство решило со всех сторон обложить автолюбителей? Увеличение транспортного налога, спорные тарифы страхования автогражданки, передача техосмотра от ГАИ частным компаниям, принудительная эвакуация неправильно припаркованных автомобилей... Чего еще ждать?
- Но ведь и эксплуатация автомобиля связана с огромными рисками. В 2003 г. на российских дорогах погибло 35 тыс. человек, пострадало 243 тыс. Только в прошлом году количество ДТП увеличилось на 20 тыс. Страхование автогражданской ответственности - это гарантия того, что ущерб пострадавшему в ДТП будет возмещен. Я уж не говорю про то, что это общепринятый элемент мировой практики.
- А почему не снижаются тарифы? Ведь президент уже прозрачно намекнул, что их следовало бы пересмотреть.
- Мое мнение - страховые компании должны хотя бы 1-1,5 года отработать по существующей схеме, а власть на основании накопленного опыта принимать решения по поводу тарифов.
Более того, я считаю, что для восстановления дисциплины на дорогах необходимо существенно повысить штрафы за нарушение правил. Зарубежный опыт показывает, что в тех странах, где действуют высокие штрафы, самые низкие показатели аварийности на дорогах. Да что далеко за примерами ходить? В союзной Белоруссии ввели высокие штрафы и число правонарушений на дорогах сократилось на 30-50%. Штрафы нужно увеличивать.
- И тем самым улучшить материальное благополучие доблестных представителей государства, прячущихся за придорожным кустом?
- В идеале все штрафы должны поступать в специальный фонд. Он должен быть абсолютно прозрачным, и представители государства должны ежегодно информировать граждан о том, сколько штрафов собрано и на что они пошли.
- А пока в ситуации "кто хитрее" - автолюбители или власти предержащие - преимущества зачастую оказываются на стороне последних. Например, буквально на днях коллеги ехали из Новосибирска через Тольятти. При том что все мы платим федеральный дорожный налог, местные власти закрыли транзитный мост по Волге для иногороднего транспорта. Указатели объезда поставить "забыли". Для того чтобы проехать, пришлось заплатить 3 раза по 100 рублей на трех постах ГАИ, которые были предусмотрительно расставлены. Не получится ли так и с платными дорогами, за которые вы так ратуете?
- Если ситуация в Тольятти была такой, как вы говорите, то это явное нарушение конституционных прав граждан со стороны местных властей. Если дорога закрыта или стала платной, рядом обязательно должен быть бесплатный альтернативный переезд, стоять указатели объезда. Тем не менее я действительно убежден, что платные дороги в России необходимы, чтобы разгрузить наиболее проблемные участки автодвижения. В Минтрансе уже есть их примерный перечень.
Где рванет?
- ЗИМА в разгаре. Вы можете гарантировать, что в регионах не повторится прошлогодняя катастрофическая ситуация с тепло- и водоснабжением?
- Действительно, прошлый осенне-зимний отопительный сезон был исключительно сложным. В 36 субъектах ситуация была буквально критической. Произошло 107 тыс. аварий коммунальных сетей. В этом году при подготовке к зиме мы сделали максимум возможного для того, чтобы прошлогодний кризис не повторился. 75 субъектов Федерации получили беспроцентные бюджетные ссуды на общую сумму 5,5 млн. рублей на подготовку объектов ЖКХ к зиме. Ряд особо сложных областей, например Камчатская, Ульяновская, получили еще и дополнительные ссуды. Пока отопительный сезон проходит более-менее нормально. В ряде областей есть проблемы, вызванные погодными условиями. Но и там аварийные службы достаточно оперативно ликвидируют последствия аварий коммунальных сетей, вызванных снегопадом.
Тем не менее я не могу гарантировать, что в оставшийся зимний период мы застрахованы от серьезных неприятностей в сфере ЖКХ. Главная причина и повод для беспокойства - изношенность инженерных сетей и объектов ЖКХ. В целом по стране она составляет более 60%, а в некоторых регионах достигает 80%. Риск от эксплуатации таких объектов примерно такой же, как если бы глубоко больного человека заставили бежать марафонскую дистанцию.
- Планируется ли их коренная реконструкция?
- Нужна не просто реконструкция, а модернизация всей системы. Например, только потери на тепловых сетях на пути к потребителю сегодня составляют порядка 40%, по воде - 30%. Один из вариантов - уход от централизованных тепло- и водоисточников и установка в домах локальных систем обеспечения водой и теплом. Такой опыт уже имеется в Мордовии, Омской, Белгородской областях.
Без помощи российского бизнеса коммунальному хозяйству страны не обойтись. Сегодня и эксперты, и власти пришли к выводу, что вывести ЖКХ из тупика можно только путем передачи его в управление частным компаниям. Это дорога, по которой уже давно идет весь цивилизованный мир.
Всех - на счетчик!
- СУЩЕСТВУЮТ опасения, что приход частных компаний в сферу энергетики и ЖКХ неизбежно обернется ростом цен на коммунальные услуги. Будет ли правительство как-то его сдерживать?
- Напротив, сегодняшние компании-монополисты (РАО ЕЭС, ДЭЗы, ЖКУ), задействованные на рынке ЖКХ, все свои издержки стремятся переложить на население. Например, пока население вынуждено оплачивать и тепло в доме, и то тепло, которое потеряно на пути из котельной. Вот и считайте, каким мог быть тариф при грамотном управлении и минимизации потерь. Опыт показывает, что там, где есть конкуренция, где сам потребитель может выбрать обслуживающую организацию, проблемы ЖКХ решаются весьма успешно. Лишь грамотное управление в ЖКХ способно серьезно снизить издержки, а значит, и тарифы.
- Но всегда ли стоит уповать на рынок? Взять, например, ситуацию с ипотекой. Столько говорили о ее возможностях, но получить ипотечный кредит на покупку жилья по-прежнему могут далеко не многие. Условия, которые диктуют банки, - драконовские. А решить жилищную проблему мечтают миллионы.
- По моим данным, улучшить жилищные условия сегодня хотят около 70% населения, а это примерно 100 млн. человек. Обеспечить всех бесплатным жильем государство, естественно, не в состоянии. Поэтому на ипотеку очень большие надежды. Но для того чтобы она заработала в полную силу, мы должны принять еще порядка 30 законов. Думаю, к весне эти законопроекты будут представлены правительством на рассмотрение Госдумы и к следующему году мы активизируем процесс привлечения средств на ипотечное кредитование. Пока выдачей ипотечных кредитов занимаются 140 банков. Этого мало. Как только их число увеличится, снизятся и процентные ставки.
От редакции
Штрафы и субсидии - народу?
КОГДА В. Яковлева "выдавили" из кресла губернатора С.-Петербурга, многие решили, что должность вице-премьера для него - временное пристанище. Тем более что закрепленная за ним сфера ЖКХ считается тяжелейшей, фактически "смертельной" для карьеры чиновника. Впрочем, г-н Яковлев энергично взялся за "безнадежное дело", используя свой немалый опыт решения коммунальных и транспортных проблем в Северной столице. Однако его трактовка заявленных в интервью проблем во многом вызывает несогласие. А предложенные рецепты настораживают. Возникает ощущение, что государство санкциями и посулами в очередной раз пытается заставить раскошелиться граждан, переложив на их плечи свою долю ответственности.
Бесспорно: на российских дорогах, особенно в крупных городах, творится нечто ужасное. Но крайними при этом всегда почему-то оказываются не дорожные службы, не ГАИ, а владельцы автомобилей. Например, на днях в одной из телепередач рассказали: новые светофоры в Москве устанавливают лишь там, где произошло не менее 3 ДТП. В какую же бездонную пропасть деваются наши налоги и штрафы, если даже копеечные светофоры - это памятники чьим-то жизням и здоровью? Очередные "три шкуры" с автолюбителей, как следует из интервью, правительство содрать готово, а прозрачный "специальный фонд", о котором говорит вице-премьер, - пока только " в идеале".
Реформа ЖКХ, конечно, назрела, и без рыночных инструментов прогнившие трубопроводы не подлатать. Но вера в хороших и добрых инвесторов, которые вложат деньги в бедную и убыточную коммуналку и бесплатно сотворят чудо, ушла вместе со временем "младореформаторов". Бизнесмены - не меценаты. Каждый рубль, затраченный на строительство новой котельной или ремонт подъезда, должен обернуться для них существенной прибылью. Значит, серьезного повышения квартплаты при реформе ЖКХ не миновать. Уповать на ценовую конкуренцию обманчиво. Даже в такой конкурентоспособной сфере, как автозаправки, цены на бензин фактически унифицированы. Редакции, например, известен случай, когда частная компания предложила мэру одного из небольших городов отремонтировать трубопровод. За это градоначальник должен был отдать водоснабжение на откуп этой коммерческой структуре.
Если государство выпустит ЖКХ из-под своего контроля и позволит частным компаниям "пилить" этот рынок "на куски", монополизма не миновать. Та ли это отрасль, которую правительство должно всецело отдавать на откуп частнику? Жилищно-коммунальное хозяйство - не производство зубной пасты. Здесь на кону судьбы миллионов людей. Реформа должна осуществляться рыночными методами, но под контролем государства.
Понятно, что первый этап будет трудным, а для кого-то и болезненным. Но если сейчас досконально не просчитать всех последствий, наивно уповая на чудесные возможности рынка, трудно ожидать хороших результатов. И правительство должно не утешать нас сладкими обещаниями, а честно предупредить, к чему следует готовиться.