Примерное время чтения: 8 минут
120

"За" и "против" (23.01.2001)

КАК хорошо заканчивалось тысячелетие. А началось все, как и предсказывали эксперты "АиФ" в N 52 за 2000 г., с дефолта и секвестра. Премьер Касьянов заявил, что в январе Россия не сможет заплатить Парижскому клубу. Все известные и малоизвестные политические деятели кинулись решать вопрос "платить или не платить?". Ставят они его пафосно, по-гамлетовски, а на самом деле более российского вопроса трудно себе представить.

Платить

АНДРЕЙ ИЛЛАРИОНОВ, советник президента РФ по экономическим вопросам:

- ОТДАВАТЬ долги Парижскому клубу следует по трем простым причинам: платить надо, платить можно и платить выгодно.

Платить надо

МОЖНО, конечно, обсуждать, как нас накажут, если мы откажемся платить, какие будут санкции, как изменятся процентные ставки... Но, на мой взгляд, куда более важным является другое. Возвращение долгов есть признак цивилизованного человека и цивилизованной страны. Отказ отдавать долги воспринимается всеми не иначе как попытка уйти из цивилизованного общества. По большому счету, это мало чем отличается от мелкого бытового хулиганства в виде обрывания трубок телефонов-автоматов, битья стекол или, я извиняюсь, отправления физиологических нужд в подъездах. Нет, можно, конечно, этим заниматься и думать, какое будет за это наказание. Но для нормального человека это невозможно в принципе. Независимо от того, как его могут за это наказать.

Платить можно

АРГУМЕНТЫ, которые выдвигает правительство, не выдерживают критики. Все разговоры о температуре воздуха, о незаложенности чего-то в бюджет - обсуждать это в серьезном обществе невозможно. Поэтому реакция наших партнеров - удивление, расширяющееся до недоумения, переходящего в полное изумление.

Единственный серьезный аргумент (по крайней мере, ранее он высказывался) - это то, что платежи, которые предусматриваются как на этот год, так и на 2003 год в особенности, являются абсолютно неподъемными для России. Я утверждаю, что эти заявления не имеют никакого отношения к действительности. Как известно, сумма платежей Парижскому клубу на 2001 год составляет 3,5 млрд. долл. Для сравнения: доходы федерального бюджета, запланированные на этот год, - около 40 млрд. долл. Дополнительные доходы, полученные в прошлом году, - 11 млрд. долл. Положительное сальдо платежного баланса в прошлом году составляло 66 млрд. долл. - 20% ВВП, один из лучших показателей в мире. В этом году ожидается чуть меньше, но все равно это несколько десятков миллиардов. Золотовалютные резервы ЦБ - 28 млрд. долл.

Десятки стран в мире осуществляют платежи по своим внешним долгам в объемах, в разы превышающих платежи России. Даже в пиковый 2003 год Россия окажется только на 62-м месте в мире по объемам платежей. Это означает, что 61 страна заплатит больше! Примеры вы можете увидеть в таблице. Я не называю другие страны, которые по уровню экономического развития существенно ниже. Конго, и Габон, и Ангола, и Кот-д`Ивуар, и Никарагуа, Папуа-Новая Гвинея, Гондурас, Мавритания ежегодно платят до 20% своего ВВП.

Причем подавляющее большинство этих стран не имеет собственной нефти и вынуждено платить за нее рыночную цену. И даже это не прерывает их платежи.

Платить выгодно

ПЛАТИТЬ в соответствии с графиком - это самый дешевый способ из тех, что сегодня существуют. Любая реструктуризация только увеличивает объем долгов (чем дольше срок, на который растягиваются выплаты, тем больше проценты).

Более того, платить выгодно. Возможность экономического роста страна получила благодаря девальвации, которая произошла в 1998 году: доллар стал очень дорогим, импорт невыгодным и российские предприятия стали конкурентоспособными. Однако к настоящему времени благодаря ценам на нефть и мощному притоку валюты в страну более половины тех преимуществ уже уничтожены.

Для того чтобы поддерживать экономический рост, необходимо изменить направление потока валюты. Не просить дополнительные кредиты, не договариваться о реструктуризации, тем самым удерживая деньги внутри России. Вместо того чтобы привлекать валюту в страну, необходимо ее выталкивать. Только таким образом можно поддержать конкурентоспособность российской экономики.

В тех странах, где нет таких больших долгов, как у нас, скажем в странах Персидского залива или в Норвегии, создаются специальные фонды, в которых оседает валютная выручка, получаемая от экспорта. У нас уникальная ситуация, мы могли бы решать две проблемы одновременно: выводя валюту, погашать долги. Причем в этой ситуации было бы правильно не просто погашать, а погашать с опережением для того, чтобы поддержать наметившийся экономический рост.

Ситуация сегодня гораздо хуже, чем была всего несколько месяцев назад. Я предупреждал, что если такая политика будет продолжаться, то экономический рост прекратится. Сегодня мы вынуждены об этом говорить уже не в сослагательном наклонении. С конца прошлого года промышленное производство прекратило рост. В ноябре зафиксировано его падение на 0,6%. Данные декабря тоже на редкость низкие. Теперь спад - это не перспектива, это реальность.

Глубина падения будет зависеть от степени настойчивости правительства в проведении ошибочной экономической политики.

Не платить

АЛЕКСЕЙ КУДРИН, вице-премьер, министр финансов:

- СКАНДАЛ, который раздули с этим дефолтом, можно объяснить тем, что людям после праздников захотелось ярких впечатлений, а другого повода не нашлось.

Наша позиция на сегодня: добиваться переговоров об отсрочке. У кредиторов нет серьезных причин поднимать бучу. Мы предупреждали еще при формировании бюджета, что с начала года платежи Парижскому клубу не запланированы.

Сейчас у нас временные трудности. А кредиторы могли бы подождать до завершения переговоров - это нормальная практика. В наших интересах не вызвать бюджетных проблем внутри страны и не допустить секвестра.

Престиж страны

МНОГИЕ считают, что сегодняшняя ситуация подрывает престиж страны. На самом деле престиж России не должен пострадать от сегодняшних событий. Во-первых, никто платить не отказывается. Пока мы с начала года не заплатили лишь небольшую сумму. Первый крупный платеж - более 1 млрд. долл. - приходится на 2-ю половину февраля, если не достигнем реструктуризации. Во-вторых, Парижский клуб - неформальная организация без строго установленных правил, а значит, и такое понятие, как дефолт, можно понимать только с учетом этих особенностей. Нигде не сказано, что страна попадает в дефолт, если не заплатит клубу в течение, скажем, 60 дней. Известно, что МВФ дает рекомендации Парижскому клубу по взаимоотношениям с должниками, а представители фонда за последние несколько месяцев трижды меняли свои прогнозные оценки экономических возможностей России в 2001 году.

Бюджет

ЗАПЛАТИТЬ долг из дополнительных доходов в принципе можно. Но когда люди в Приморье замерзают, учитель ждет обещанного повышения зарплаты на 20% в августе и сентябре, а пенсионер - повышения пенсии, приходится очень точно расставлять приоритеты.

А в бюджете долги не предусмотрены. Во-первых, мы рассчитывали на реструктуризацию долгов Парижскому клубу на таких условиях, на которых мы их реструктурировали с Лондонским клубом. Тогда от долга осталась практически половина.

К тому же заложить 3 млрд. долга в бюджет, не зная цен на нефть, было бы по меньшей мере нелогично. Если бы мы исходили из пиковых ноябрьских цен, как нам предлагал МВФ, то после этого идти на переговоры не имело бы смысла. Нам бы сказали: "Коллеги, вы согласились с выплатой. Вот она даже заложена в бюджет - значит, платите".

Мы, как кредиторы других стран, постоянно находимся в таких же переговорах. Грузия, Армения, Киргизия просят отсрочку, Белоруссия еле-еле выполняет обязательства. И мы идем навстречу. Существует негласный закон: долги требуют только тогда, когда понятно, что это не создает политических и экономических осложнений в стране, не ведет к перевороту, не вызывает нищету. Обычно, если страна прошла кризис, западные страны относятся с пониманием к возникшим проблемам. От нас же после 98-го года отшатнулись, как от прокаженных.

Наш внешний долг составляет более 70% ВВП, тяжелее положение только у Индонезии, Эквадора и Мексики. Но им в период кризиса МВФ помогал. Бразилия, Таиланд, Турция, Аргентина, Мексика, которые платят долги и которых в пример России ставит Илларионов, именно из-за этого в конце 90-х пришли к экономическим потрясениям.

Кредиты ЦБ

ЕСЛИ платежи Парижскому клубу осуществлять в полной мере, то вместе с другими внешними выплатами они составят около 40% расходов бюджета. Для того чтобы платить по графику, нам придется брать кредиты у Центробанка. А брать у ЦБ - это значит сокращать валютные резервы и подвергать опасности макроэкономическую стабильность. Это страшная вещь!

В отдельности каждая страна-кредитор, входящая в Парижский клуб, не берет на себя смелость списать нам долги. Они все ссылаются на Парижский клуб. А Парижский клуб говорит: договоритесь с МВФ - это наш старший брат. В сентябре представители МВФ нам говорят: "Давайте мы продумаем такую программу, что вы платите, а если экономическая ситуация ухудшается, то начинают действовать отсрочки". А перед Новым годом мы получили от них письмо, где говорится, что отсрочки закончились, потому что у нас благоприятная экономическая ситуация.

Не возвращать долги нельзя. Это элементарная непорядочность. Но надо понимать, что платить Россия должна, если есть возможность. А есть она или нет, пока не определено. Дождемся миссии МВФ в феврале, тогда спокойно все решим. Страна должна торговаться - это нормальный процесс.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно