Примерное время чтения: 7 минут
134

Закон пока на стороне олигархов

Национальные проекты, объявленные президентом (прибавка к зарплате некоторым врачам и медсестрам, классным руководителям, закупка оборудования для "Скорой помощи", развитие ипотеки и т. д.), вызвали в обществе неоднозначную реакцию.

КРИТИКИ власти назвали это сменой курса и возвратом к плановой советской экономике. Недовольными оказались даже некоторые врачи и учителя - почему зарплату повышают не всем. За комментариями мы обратились к руководителю Экспертного управления администрации президента Аркадию ДВОРКОВИЧУ.

- АРКАДИЙ Владимирович, правительству дан двухнедельный срок на разработку конкретных шагов. Почему все делается впопыхах? Мы получаем письма от возмущенных медиков, где они называют социальные проекты монетизацией номер два.

- Я вас уверяю, все продумано, и продумано очень подробно. Почему мы предложили в первую очередь повысить зарплату педиатрам, участковым терапевтам, врачам общей семейной практики и участковым медсестрам? Да потому, что они всегда были самыми бедными. Терапевт и педиатр работают за одну мизерную зарплату, кадров катастрофически не хватает, а привлечь новых людей на эти деньги невозможно. Специалист же всегда имеет возможность подработать, и такого масштабного дефицита персонала по этим направлениям нет.

Недовольные всегда будут

ЭТО только первый шаг. Мы будем работать над тем, чтобы увеличились зарплаты других врачей, учителей, работников культуры, ученых. Речь идет о том, чтобы поменять всю систему финансирования: платить больше не за то, что человек сидит на рабочем месте, а за то, что он больше и лучше работает. Тогда никаких обид не будет. К тому же, если работа участкового качественно изменится, заболевания будут выявляться на более ранних стадиях и люди начнут проходить диспансеризацию. А значит, и специалисты, и врачи в стационарах будут получать больше. Одновременно мы выделяем деньги на закупку диагностического оборудования, в основном муниципальным учреждениям здравоохранения, увеличиваем квоты на операции и на строительство новых медицинских центров. Конечная цель - предоставление людям более качественной помощи.

- Реформы в нашей стране продвигаются с большим скрипом. Возьмем образование. Есть уже две концепции, сейчас разрабатывается третья. Или здравоохранение: реформа была принята в 1997 году, но толком так и не началась.

- Реформы идут настолько быстро, насколько к этому готово общество. Должен наступить некий критический момент, когда все хотят изменений. А в той же системе здравоохранения работает еще очень много людей, которые не хотят ничего менять. Прежде всего это руководители, которые сегодня распределяют деньги. Потому что в результате реформы система сама будет способна направлять деньги туда, куда нужно.

- Но простые граждане боятся, что тогда за все придется платить из собственного кармана.

- Платить придется только за те услуги, которые оказываются сверх базовых гарантий. В нашей стране гарантируется право на бесплатное высшее образование. Но это не значит, что любого, кто захочет его получить, государство должно выучить за свой счет. Существует норматив - 170 человек на 10 тысяч населения. Вуз может принять и больше студентов, но остальные будут платить за образование сами - из собственного кармана, получив, например, образовательный кредит (развитие этой услуги мы тоже собираемся стимулировать), или на средства спонсоров. Деньги из федерального бюджета пойдут только на исполнение тех обязательств, которые взяло на себя государство. То есть, если выпускник сдал Единый госэкзамен с определенным баллом, бюджет оплатит его обучение и деньги пойдут в тот вуз, который он выберет. Таким образом финансирование высшей школы будет поставлено в четкую зависимость от количества студентов, причем хороших студентов.

Эти реформы мы действительно задумали давно. Но осуществлять их на фоне общего ухудшения ситуации, которое происходило в последние годы - низких зарплат, старения кадров, изношенности оборудования, - было бы неправильно. Сейчас мы выделяем деньги, чтобы поправить это положение, а потом будем делать следующие шаги. Недовольные будут всегда - для нас это очевидно. Но если это недовольство тем, что человек потерял возможность рулить денежными потоками, значит, мы все делаем правильно.

Снижать налоги? Правительство против

- ЕСТЬ такая грустная шутка: российская экономика настолько плоха, что даже собственное правительство не желает в нее вкладывать. Обидно отправлять в Стабфонд такую прорву денег, когда все жалуются на их нехватку. Дело даже не в зарплатах. Малый бизнес, фермеры не могут взять кредит ни на каких условиях. Может быть, стоило бы одолжить им деньги под тот же процент, который предлагают западные банки, где Россия хранит золотовалютные резервы?

- Распределение основано все-таки на мнении чиновников. Если денег в избытке, лучше снижать налоги. В 2005 году правительство сочло это ненужным, но предложения на перспективу продолжают обсуждаться. А отнять и поделить... Можно, конечно, отнять у плохих нефтяников и поделить между хорошими малыми предприятиями. А кто тогда будет разведывать новые месторождения, строить трубопроводы?

Государственная доля в цене бензина

- НУ, НАШИ нефтяные компании не особенно увлекаются инвестициями в собственный бизнес. И зарплаты своим работникам платят не такие уж большие.

- Зарплаты у них неплохие, выше только у "Газпрома".

- На фоне нищих учителей - да. А по сравнению с тем, сколько получают работники в нефтяной отрасли других нефтедобывающих стран, - копейки. И это при том, что нефть они продают по мировым ценам, бензин - тоже.

- В цене бензина большая часть - налоги. Плюс существенные затраты на транспортировку нефти и нефтепродуктов. Налоги и отчисления государственных компаний "Транснефть" и "Транснефтепродукт" - это та доля прибыли нефтяников, которую косвенно забирает государство. На цену бензина влияет и другой фактор - монополизм на региональных рынках, с ним надо бороться. Но при нынешней налоговой системе выгодно быть крупным - малый и средний бизнес не приносит прибыли. Для того чтобы это изменилось, надо менять систему и надеяться, что благодаря развитию конкуренции ценообразование будет регулироваться только рынком. Так можно будет предотвратить дальнейший рост цен. Но это не значит, что литр бензина будет стоить 10 рублей. Россия - часть мировой экономики, мы не можем изолироваться от стремительного роста цен на нефть и всего, что из нее производится.

- Вы говорите, что быть малым предприятием сегодня невыгодно. Но власть должна отстаивать интересы малого и среднего бизнеса, поскольку крупный сам сумеет за себя постоять.

- Мы делаем это шаг за шагом. Но чиновники, которые кормятся благодаря существованию административных барьеров, тем временем придумывают что-то новое. Ведь большинство мешающих бизнесу законов и правил было принято в 1990-е гг. На то, чтобы поменять каждое из них, уходят годы. А пока получается, что в каждом городе мусор вывозит одна определенная компания, а лифты ремонтирует другая - "чужаков" не подпускают. Или, скажем, застройщику предлагаются условия: если хотите получить участок под строительство, извольте для начала отремонтировать этот детский сад. И никого не интересует, что в результате квартиры будут строить уже дороже, чем могли бы.

Пусть пенсионеры заберут деньги

- ВЫ ЧЛЕН наблюдательного совета одной крупнейшей компании с государственным участием - Сбербанка. Позволительно ли, на ваш взгляд, что при инфляции в 11-12% Сбербанк по пенсионным вкладам предлагает всего 4%?

- Если дело только в том, что Сбербанк монополист и поэтому диктует такие тарифы, то это вопрос антимонопольной службы - она, кстати, этим уже занимается. Но, насколько мне известно, у банка широкий спектр вкладов (от 4% до 9,5% - в зависимости от условий вклада). Никто не обязывает пенсионера держать деньги именно на этом депозите. Если все пенсионеры заберут с него свои сбережения, Сбербанк вряд ли захочет оставлять такой вклад. Каждый человек должен отвечать за себя сам. Главное, чтобы был выбор. Если он есть - значит, все нормально.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно